Бермамыт 30 мая 2013, подъем на плато через Хасаут, 50 фото.

Проехав через удивительные росы в пойме реки Мушта, миновав Хасаут, мы попали на плато Бермамыт с восточной стороны. В момент приезда было совершенно ясно, но за пару часов брождения по просторам, валяния на траве и рисования рисунков на стеклах машины набежали дождевые облака, и пейзаж стал интереснее.

Утро в окрестностях Бермамыта

30 мая в 3 часа утра мы выехали в сторону Бермамыта. На просторах интернета я нашел GPS-трек, кто-то до нас проехал через Кичи-Балык, вдоль Мушты, через Хасаут, и поднялся на бермамыт. Ну и я решил, что стоит попробовать этот маршрут. Петля получилась значительная, с большим набором высоты, маршрут лежал мимо Шаджатмаза, а в районе Долины нарзанов мы повернули направо… и не сразу нашли дорогу! Сначала показалось, что прошедшие весенние дожди просто смыли дорогу в реку. Немного покрутившись в сумерках, обнаружили то, что искали, чуть ниже и ближе к речке. Поехали по ней.

Хасаут, река Мушта

Мушта — удивительная река, она ну просто никак не вяжется с теми краями. По берегам растет нежная трава и цветы, у берегов растут живописные берёзки, и нет у этих мест почти ничего общего с выветренными камнями Большого Бермамыта. А еще там была просто невероятной красоты роса, она лежала крупными каплями на траве и искрилась в лучах восходящего Солнца. Здесь я не буду показывать все фотографии росы и цветов, потому что сделал это чуть раньше.

Трава в каплях росы

По этому ущелью нам предстояло проехать и повернуть направо, где-то там должен был начаться подъем на Бермамыт. Оказалось, что в Хасауте дороги накатаны весьма условно, кое-где их подтопила вода, местами грунтовку пересекают небольшие ручьи и речки, и сориентироваться удалось не сразу. Тем не менее, пусть с небольшими отклонениями, но мы продвигались в верном направлении.

Вид из Хасаута на запад

Здесь я должен сделать отступление и попросить прощения у своего читателя (ну или зрителя), что не делаю «путевых» фотографий с поворотами дороги, колдобинами, грязевыми ваннами, в которые приходится заезжать на машине. И ни в одной поездке не могу вспомнить о том, что вам это, вообще-то, интересно :) Постараюсь исправиться, наверное.

Рассвет в Хасауте

А тем временем мы поднялись по довольно сыпучей грунтовой дороге от Хасаута метров на 300-400 и встретили удивительный уголок природы, в котором кто-то построил себе коттедж.

Альпийская дорога Альпийский луг в окрестностях Бермамыта

Растение, занимающее полкадра — Чемерица, она ядовита, но, как я тут прочитал, используется в качестве лекарственного средства для присыпки ран у скота и при нарушениях в работе кишечника. Информации о ее применении для лечения людских недугов не нашел.

Чемерица и Лена

Утренние цветы

Здесь я в основном занимался тем, что фотографировал росу, но и несколько обзорных фотографий тоже сделал.

Дорога в желтом цвету

Все-таки это так удивительно — попасть из лета в весну, в раннюю — по нашим меркам — весну. И этим утром в долине Мушты было довольно свежо: на рассвете изо рта шел пар.

_DSC9883

Вообще Бермамыт — отдельный мир со своей собственной погодой и температурным режимом. Подъезжая к плато с восточной стороны, мы видели в верхней части отрогов пласты еще не растаявшего снега, который я не сфотографировал, т.к. не привык снимать в жанре документалистики. В одном месте пришлось немного поволноваться, т.к. Нива у меня вполне себе стандартная, а на маршруте встретилась низина, пропитанная дождевой водой, а в одном месте, которое было никак не объехать, — и вовсе разъезженная тракторами или чем-то явно более крупным, чем ВАЗ 2121. Ну и, конечно же, сфотографировать сие безобразие мысли не возникло. Нам удалось проскочить его почти нормально, с разгону, лишь слегка побуксовав и покрутив руль.

Подъем к Бермамыту с востока

Вид на Кавказский хребет с восточного склона Бермамыта

Дальше, правда, в паре мест встретились каменные осыпи и промоины, которые тонко намекали, то Нива может и не пройти. Но Нива прошла, и теперь я лучше знаю все ее возможности. Где-то здесь из-за гор показался Эльбрус. Так близко я его еще не видел. То есть, конечно же, я его уже видел и с Бермамыта, и из других мест, но это утро было кристально-ясным, и выражение «как на ладони» подходило безо всякого притягивания за уши, хоть мне никогда и не хотелось, чтобы Эльбрус стал чем-то вроде невесты на ладошке.

_DSC9942

Вид на Эльбрус с восточного склона Бермамыта

За этим поворотом нам встретился чистый и очень холодный родник с заводью. Судя по количеству навоза вокруг, его очень любят местные конники и, возможно, скотоводы.

Родник

На следующей фотографии получилась довольно интересная тень:

_DSC9934

Подъезжаем, Эльбрус показался чтобы поприветствовать нас.

_DSC9931

Таким встретил нас Эльбрус этим утром.

Эльбрус утром, вид с плато Бермамыт_DSC9951

Было ощутимо холодно, и мы, укутавшись в куртки, пошли бродить по плато. Никого кроме нас там не было, и это было здорово. С юго-востока дул холодный и неприветливый ветер, но если прижаться к земле, если лечь на траву, то его можно было совсем не ощущать и не мерзнуть. В итоге мы так и сделали, вздремнув прямо на траве с босыми ногами.

Ногами к небу

С босыми — просто потому что роса основательно промочила их, и решение снять с себя обувь и подставить пятки Солнцу оказалось очень замечательным. Пока дремали, Солнце поднялось выше, стали набегать облака, росшие из горизонта как башни и крепости — верный признак собирающегося дождя.

Посидели на бермамытском мостике, построенном Львом Моисеичем, позавтракали в машине, порисовали на стеклах, и не заметили как хребет затянуло облаками, да и вообще в природе прибавилось разнообразия, хотя теплее не стало, даже наоборот.

WLsoK9bt3Rk 9hcGxyXuGRM

А дальше — пошли снова гулять по плато, смотреть и вдыхать. Для Нивушки выбрали замечательное обзорное место, чтобы и она смогла вдоволь налюбоваться.

_DSC0065

_DSC0050

Дождевые облака Бермамыта

Контраст. Эти тучи немного настораживали, а через час-полтора после их появления над Бермамытом Горечавка свернула лепестки, подсказывая нам, что скоро находиться на плато станет не слишком комфортно.

Горечавка

А на фото ниже видны камни-дома, причудливо изъеденные эрозией и напоминающие что-то лунно-неземное.

Выветренные камни _DSC0021

Скалы Бермамыта

А здесь и я тоже есть, вон он:

_DSC9986 _DSC9985  _DSC0044

_DSC9993

_DSC0028

_DSC0040 _DSC0039 _DSC0038 _DSC0046 _DSC0049  "Два брата" на Бермамыте Вид с Большого Бермамыта Облачное кольцо

Обратно отправились стандартным маршрутом, через Учкекен. Хотя сначала я собирался проехать через Кичи-Балык и пособирать черемши, но выяснилось, что черемши всё еще нет.

Проехали через Малый Бермамыт:

_DSC0072 Вид с Малого Бермамыта

И тут от Малого Бермамыта до горы Алебастровой начались луга, усыпанные желтыми цветами, название которых я, простите, забыл. Если напомните, подпишу. Не исчезли цветы и после Алебастровой.

Дорога в Учкекен

Альпийский луг

Подъем на гору Алебастровую

Подъем на гору Алебастровую _DSC0080

_DSC0102

_DSC0076

_DSC0105  _DSC0095 _DSC0093

Дальнейший путь, спуск по неплохой грунтовой дороге до Учкекена и по асфальту из Учкекена до Пятигорска пролетел очень быстро и с ветерком, а по пути нам встретились луга анемонов.

Анемоны Альпийский луг с анемонами

Если вы когда-нибудь вздумаете нарвать этих цветов — не стоит этого делать. Знайте, что они завянут через десять минут! Нет, мы не рвали. Но я знаю это со слов водителя, с которым ездил на Бермамыт в первый раз. Тогда нам очень повезло с погодой, фотографии получились значительно интереснее этих. Так что смотрите!

Панорамы Бермамыта Бермамыт

Бермамыт 30 мая 2013, подъем на плато через Хасаут, 50 фото.: 20 комментариев

• 28.08.2016 в 23:00
    Permalink

Жёлтые цвету называются лютики :)

• 19.09.2016 в 00:07
        Permalink

Скажите пожалуйста,как дойти на Бермамыт пешком из Хасаута.спасибо.

• 19.09.2016 в 20:25
          Permalink

Здравствуйте. Двигаясь по Хасауту вверх по течению реки, ближе к концу поселка нужно будет уйти направо — там будет грунтовая дорога, ведущая в гору. Она, то поднимаясь, то опускаясь, приведет к подножию Малого Бермамыта. По ходу дела пройдете мимо дачи Косыгина. Двигаясь оттуда направо, можно попасть на Большой Бермамыт, налево на Бечасын.

• 22.03.2016 в 15:46
    Permalink

Интересный рассказ и фото)
    Вопрос такой — возможно ли до плато на седане проехать? Или только внедорожник?

• 22.03.2016 в 19:15
      Permalink

На вазовской классике после двух недель засухи можно проехать, но медленно.

• 03.03.2016 в 15:31
    Permalink

Добрый день!а сейчас как со снегом там?проедешь на обычной Ниве?очень хочется на праздниках!копать мы можем!

• 04.03.2016 в 12:19
      Permalink

Добрый день! Пока что никто не пробился на Бермамыт этой весной, так что если решите ехать, ни в коем случае не едьте только одной машиной. Минимум 2, а лучше 3, и все с тросами и лопатами.
      Мы пробивались на Бермамыт в январе прошлого года, но впереди шел Чероки и рубил для трех нив колею. Сами нивы пробивались бы очень долго и мучительно.

• 17.03.2016 в 12:39
          Permalink

Я думаю, что можно попытаться. Я на майские ездил туда на мотоцикле — было грязновато, но вполне проезжабельно.

• 06.01.2014 в 22:19
    Permalink

Спасибо, спасибо! Будто еще раз побывала на Бермамыте. Надо съездить летом!

• 08.12.2014 в 01:05
        Permalink

Доброй ночи. Не подскажите, зимой туда можно проехать?

• 08.12.2014 в 23:20
          Permalink

И Вам доброй! Нет, зимой туда только на вертолете — снегом заметает плато наглухо.

• 20.02.2016 в 03:40
            Permalink

не фига подобного мы на двух нивах ездили, и ничего, были конечно места где и покапать пришлось но не критично.. на одной машине и не подготовленной соваться зимой туда без варианта вообще

• 20.02.2016 в 10:21
              Permalink

Не обязательно использовать столь яркие эпитеты. Достаточно лишь сказать, что Вам болото на пути не встретилось, либо вы знаете другую дорогу. Я на тот момент её не знал, и в низине пришлось прорываться ходами.
              А зима зиме рознь — год назад снега было очень мало, почти везде можно было его объехать. В итоге без проблем доезжали.
              Но этой зимой в январе даже на снегоходе не пробились ребята.

• 26.11.2016 в 12:21
            Permalink

Завтра еду , если еще интересует. Через перевал Гумбаши. А спускаться уже через Хасаут. Еду на suzuki.