Рынок цифровых фотоаппаратов сейчас переживает огромные преобразования. Ни для кого уже не секрет, что цифровые мыльницы канули в небытие, почти полностью уступив свое место на рынке мобильным телефонам с их крохотными фотоаппаратами, которые по качеству картинки уже обогнали недорогие мыльницы. Правда, есть здесь одно НО: все последние годы качество картинки в бюджетных мыльницах становилось хуже и хуже, прямо или косвенно подталкивая потребителя к мобильной фотографии.
Я знаю, о чём говорю: в 2007 году мне довелось пофотографировать простенькой мыльницей Nikon coolpix 4200, матрица которой имела невероятные на тот момент 4 мегапикселя. Смешно представить, ведь эту статью я пишу на мониторе с почти таким же разрешением. Однако, тогда я сделал этой маленькой камерой несколько фотографий. Вот одна из них, река Теберда на фото:
Разумеется, там не было никакого RAW, да вообще не было почти никаких настроек. А следующая фотография сделана через 6 лет, на классный зеркальный современный Nikon, затем обработана в RAW, вытянуты тени, и всякое такое. Вы ощущаете большую разницу? Получается, что в 2005 году (когда появился Nikon 4200), производители умели делать свои камеры так, что их цветопередача была отличной! Да, не в нормальных условиях. Но могли же!
Что мы видим всего через пару-тройку лет? В 2008 году я купил Nikon Coolpix l16, бюджетную мыльницу аж с 11 мегапикселями. И что же я получил? Какую-то ерунду с настолько ужасной картинкой, что ни одно фото с той поры не сохранилось. И в то же время у меня появился мобильный телефон Sony Ericsson с двухмегапиксельной камерой, цветопередача у которого была практически такой же. Надо ли говорить, что в итоге он оказывался под рукой, и на него сделано много классных снимков?
Тогда и начался стремительный упадок рынка мыльниц, тотальный уход их с рынка и замена мобильными телефонами. Но одновременно с этим рынок стали завоевывать зеркалки.
Двигатель прогресса
Примерно в 2008 году цифровые зеркальные камеры начали стоить меньше 30000 рублей, и покупать их стали все, у кого были деньги. Просто потому что эти камеры даже в авторежиме обеспечивали более высокое качество, чем мобильные телефоны и чем ужасные мыльницы младшего ценового сегмента. В этот момент рынок зеркальных камер рос и развивался семимильными шагами. Ещё бы! У производителей зеркальных камер были огромные продажи в бюджетном сегменте, и это позволяло вкладывать деньги в развитие новых технологий, совершенствование автофокуса, матриц, скорости, и постепенно спускать эти нововведения в младший сегмент зеркалок, подстёгивая энтузиастов обновлять камеры.
Иной путь
Но вот компания Sony представила Sony NEX — камеру, которая всех удивила и вызвала неподдельный интерес. С одной стороны, в ней была большая матрица как у зеркалки, но с другой стороны, в ней не было зеркала! Благодаря этому камера стала компактной. Вслед за нексом все производители (кроме никона и кэнона) кинулись разрабатывать свои модели беззеркалок, поняв, что это их реальный шанс. Два гиганта Nikon и Canon в это время почивали на лаврах и не верили в будущее беззеркальных камер. Или надеялись, что статус гигантов дает им право не париться такими мелочами.
Да, у беззеркалок было поначалу много проблем: медленный автофокус, малое время работы от батарейки, отсутствие объективов…
Но эти проблемы постепенно решались: появился фазовый автофокус и на беззеркалках, объективов постепенно стало больше (плюс появились переходники для установки вообще любой оптики), нерешённой осталась только проблема быстро разряжающихся аккумуляторов.
Но главной проблемой всех беззеркалок было одно: по экранчику постоянно снимать невозможно, ведь он слепнет на солнечном свету. Тогда появились видоискатели, но смотрелись они ужасно: низкое разрешение, ярко выраженная пикселизация не давали возможность работать с видоискателем постоянно. Макро фотография, работа со светосильными объективами, съемка при малой глубине резкости давались энтузиастам-беззеркальщикам очень тяжело и болезненно.
И вот появились беззеркалки с высоким разрешением видоискателя!
И где теперь все те зеркалки? Остались только Nikon да Canon, и то во многом лишь благодаря большому разнообразию недорогой оптики для них.
Что произошло?
Olymus сделал камеру с практически моментальным автофокусом. Достаточно щелкнуть пальцем по экрану в нужном месте, как камера фокусируется и делает снимок, практически не затрачивая на это времени. Sony сделала полнокадровую беззеркалку с фантастическим уровнем максимального ISO. Fujifilm выпустил изделие с отличными цветами и великолепной картинкой при высоких ISO. И тут оказалось, что в среднем ценовом диапазоне для простого обывателя зеркалки уже не интересны! Гораздо приятнее иметь небольшую, стильную камеру с маленьким объективом (или даже комплектом компактных объективов), которую легче таскать с собой, и которая великолепно удовлетворяет нужды простого обывателя в отпуске.
Тут оказалось, что Nikon и Canon теряют львиную долю своего дохода, не в силах противостоять пришествию отличных беззеркалок. Тем ужаснее это для этих двух производителей, поскольку своих нормальных беззеркалок они сделать так и не сумели.
Что дальше?
Canon уже три года не может выпустить полноценное продолжение своему 5D mark III, Nikon неспешно обновил топовую камеру — D5, заткнул брешь в секторе профессиональных кропнутых камер — D500… и всё! Ничего нового, никакого движения. И почему-то мне кажется, что сидят сейчас два гиганта, изобретая быстро, на коленочке, собственные беззеркальные фотоаппараты. Которые, я надеюсь, будут великолепно поддерживать все современные «зеркальные» объективы. Которые не будут похожи не странный фотоаппарат с крохотной матрицей Nikon 1.
Это единственное, что может спасти Nikon и Canon. Ведь даже слепому очевидно, что сейчас средним сегментом фотоаппаратов безраздельно правят беззеркалки. А это самый массовый и самый денежный сегмент, опираясь на который, можно развивать свои топовые технологии.
Что дальше? Будем посмотреть.
2 ответа к “Зеркалки — всё?”
А потом Gopro и совсем новая фотография
И прочие Xiaomi с шарингом фотографий прямо в мозг