Некоторое время назад участвовал в интернете в дискуссии о HDR, блендинге экспозиций и расширении динамического диапазона, об чём я считаю необходимым высказаться, ибо существует некоторое недопонимание в данной области.
Что такое HDR?
HDR = High Dynamic Range, или высокий динамический диапазон. Строго говоря, это определение характеризует даже простую фотографию, сделанную в формате RAW на какой-нибудь топовый фотоаппарат, и грамотно вытянутую. Под определение HDR попадают, например, вот такие снимки:
Фотография сделана на Nikon d600 в RAW формате, после чего из одного снимка были дико вытянуты тёмные и светлые участки. В итоге детали сохранены во всём диапазоне, и снимок как бы попадает под формальное определение HDR. Но отчего же тогда споры?
Дело в том, что массовое распространение HDR происходило в то время, когда мало у кого были камеры с широким динамическим диапазоном, но в фотошопе функция смешивания изображений уже была. Равно как был уже Photomatics, который позволял точно так же объединять изображения.
И вот тогда в наших головах укоренилось твёрдое мнение, что HDR это такой термоядерно-цветасто-вытянутый снимок, и начались споры, что вон то HDR, а вот енто не-HDR. Прошло некоторое время, мода на термояд прошла, и появился иной подход к HDR — Exposure Blending, Exposure Fusion, или смешивание экспозиций. Отличался он тем, что позволял смешивать несколько изображений, усредняя яркость, но не поднимая насыщенность цветов и не меняя оттенки полутонов. Строго говоря, это тоже был HDR, но с другим алгоритмом.
Тогда же фотографы начали (на словах) разделять эти два подхода на:
- TRUE HDR — расширение динамического диапазона с увеличением насыщенности
- EXPOSURE BLENDING — расширение динамического диапазона без увеличения насыщенности.
Определения несколько упрощённые, но достаточные.
Чем отличаются HDR и Exposure Blending?
Возьмем три исходных файла, снятые с разницей в 2 стопа (0EV, -2EV, +2EV). В первом кадре пропали детали на небе, во втором на земле, а в третьем хорошо прорисованы тени:
Смешаем файлы в режиме классического HDR. Делать эту операцию я буду в PTGUI, т.к. никакого другого ПО для HDR у меня нет :(
К тому же, ptgui очень крутая штука, панорамы позволяет шить, например.
Полученный результат очень похож на то, что получалось в незапамятные времена в Photomatics. Отсутствуют тени и яркие тона, цвета довольно насыщенные. В Ptgui, в отличие от photomatics, не появляется избыточная зернистость.
Попробуем теперь смешать 3 файла в режиме Exposure Fusion (то, о чем я говорил):
Как видите, отличие от классического HDR в том, что есть попытка сохранить реализм.
Особенно это актуально при съёмке интерьеров. HDR:
Возможно, многим понравится верхний вариант. Но он абсолютно нереалистичен: нарушена яркость и цветность объектов. Второй гораздо реалистичнее, и после небольшой доработки кривыми из него получается коммерческая картинка, которая уже сейчас пользуется бОльшим спросом у заказчиков, чем термояд на фото выше.
Смешивание экспозиций:
Оба варианта сделаны в PTGUI с настройками по умолчанию.
Позвольте промежуточный вывод
Для себя я решил, что смешивание экспозиций мне нравится больше, и полностью отказался от true HDR. А в последние года три вообще почти перестал снимать несколько кадров и объединять их, мне хватает простого и банального RAW файла, из которого я вытягиваю все соки. Правда, такое экстремальное вытягивание возможно не на всех фотоаппаратах.
Делаю я это примерно так. Осторожно, очень длинное и медленное видео с кучей пояснений и комментариев, зато всё разжёвано и в рот положено:
Про послойное смешивание в этом посте рассказывать не буду, ибо долго, а мне надо паковать вещи, — завтра еду домой.