Рубрики
Копилка опыта Советы начинающим фотографам Статьи

Выбор первого осознанного объектива в вашей жизни

Итак, вы внимательно прочитали статью, как выбрать первый фотоаппарат, и купили свою первую зеркалку начального уровня. Разумеется, с ней в комплекте идет стандартный объектив, о котором вы пока что ничего не знаете, а цифр, которые на нем написаны, понять не можете. Не обязательно у вас все происходит именно так: возможно, ваш дядя, папа или друг — фотограф, и тогда вы уже «кое-что слышали». В любом случае, у вас однажды возникнет вопрос: Какой объектив купить новичку? Я научился фотографировать тем, что есть. Что дальше? И так далее, и тому подобное.

В конце концов, это совершенно не важно. Самое главное — для вас начинается прекрасное, светлое время, полное творческих поисков, хороших и плохих фотографий, экспериментов, открытий и новых друзей. И спустя некоторое время вы начинаете понимать, что фотоаппарат вас ограничивает: хочется более размытого заднего плана, более качественной картинки, хочется фотографировать в сумерках и темноте, но имеющаяся техника не удовлетворяет этим требованиям. Как бы вы не старались, рано или поздно ваши возможности упираются в возможности камеры. Поначалу вы будете отодвигать эту границу, но все равно настанет момент того самого понимания: нужно нечто большее!

И тут вы обязательно спросите меня, какой объектив выбрать. На самом деле, у меня есть готовый ответ на ваш вопрос, но я не буду торопиться, а расскажу о том, какие ошибки допускают новички, какие у них возникают проблемы, и как можно эти проблемы решить.

Выбор первого осознанного объектива
Выбор первого осознанного объектива

[widget id=»text-32″]

Ошибки начинающего фотографа

Ошибка №1. Зумить, а не бегать

Первая проблема любого новичка — попытки использовать зум вместо собственных ног. Объект далеко? Нет проблемы! Покрутили объектив, и вот уже объект близко. Но начинающие фотографы не знают главного:

Зум это не инструмент приближения и отдаления! Зум это мощнейший выразительный инструмент, который позволяет работать с перспективой, «сжимать» и «растягивать» пространство, включать или исключать детали из кадра. Но не для того, чтобы приближать!

Бермамыт
Бермамыт

Исключение можно сделать только для фотографов дикой природы и спортивных репортеров, ведь к животному и спортсмену подчас просто невозможно подойти.

  • Когда вы используете более широкий угол, перспектива «растягивается», близкие объекты кажется большими, а дальние маленькими.
  • Когда вы используете узкий угол (говоря простым языком, сильный зум), перспектива «сжимается», крупные объекты, расположенные вдалеке, увеличиваются, а мелкие объекты переднего плана становятся как будто бы мельче.
Цветы Большого Бермамыта
Широкоугольный объектив может позволить вам сделать объекты переднего плана крупнее, уменьшив объекты заднего плана

К этому «феномену» я вернусь в одной из следующих статей, мы с учениками обычно занимаемся экспериментами с перспективой во время моих фотокурсов.

Так вот, исходя из всего сказанного, следует сделать один важный вывод:

Фотограф выбирает объектив и его фокусное расстояние (зум) в соответствии с художественными и выразительными потребностями, а уже после этого отходит/подходит на нужное расстояние и делает снимок.

Научиться этому непросто, приходится постоянно думать, думать и думать. А объектив так и хочется иной раз немного «подзумить». Так вот, есть очень простой способ научиться «думать» не камерой, а ногами — приобрести объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Например, 50мм. Эта игрушка заставит вас подходить и отходить от объекта съемки, чтобы поместить в кадр все необходимое. Еще игрушка эта не даст возможности «схалтурить», просто немного довернув кольцо зума.

Если вы используете 50мм объектив (полтинник) на камерах среднего уровня с неполноразмерной матрицей (кропнутых), то фокусное расстояние 50мм становится практически портретным, а это значит, что все ваши портреты уже станут чуть более осмысленными.

Ошибка №2. Не следить за фокусировкой

Новички часто фотографируют, не обращая внимания, куда фокусируется фотоаппарат. И если пользоваться стандартным китовым объективом, этих погрешностей можно вовсе не заметить. Например, сфокусировался не в глаз, а в шею — ничего страшного, все одинаково резкое! Или не одинаково, но на этой стадии новичок еще не видит, где резко, а где нет.

y0ckkUJLMCA
Типичный пример съемки на светосильный объектив, в данном случае 50мм

У полтинника будет большая светосила, а следовательно, маленькая глубина резкости и сильное размытие заднего и переднего плана. То есть, грубо говоря, один глаз вашей модели может быть резким, а другой — размытым. И это заставит вас очень сильно думать.

Это научит вас выбирать точку фокусировки вручную и следить за тем, куда фокусируется камера.

Ошибка №3. Включать в кадр лишние детали

Когда у вас под рукой широкоугольный объектив, вы часто будете фиксировать лишние детали, такие как мусор и бурьян на переднем плане, ненужные ветки, люди или дома. Но когда у вас появится объектив, который не позволяет сделать «пошире», вы начнете задумываться и подходить к построению кадра более осознанно.

Кафе
Постарайтесь снимать без лишних деталей

Вы спросите, зачем же нужен 50мм объектив пейзажисту?

И я отвечу: много зачем! Пейзаж можно снимать как на широкий угол, так и на очень узкий, вплоть до супертелевиков. Полтинник тут не исключение, им можно великолепно выхватывать «самую соль». Полтинник научит вас строить кадр, искать ключевые и второстепенные объекы, заботиться о заднем и переднем плане.

Бермамытский мостик
Бермамытский мостик. Снимок сделан на 50мм объектив.

Конечно, помимо полтинника потребуется самокритика, самосознание и терпение, но такой инструмент всегда полезен.

Какой 50мм объектив выбрать для Nikon?

У никона с выбором полтинников все довольно неплохо. Прежде всего, нужно знать, какая у вас модель фотоаппарата. Если это  d80, d90, d300, d7000, d7100, d7200 и т.д., то вам подойдет вообще любой современный 50мм объектив фирмы Nikon, а именно:

  • Nikkor 50 1.8D
  • Nikkor 50 1.4D
  • Nikkor 50 1.8G
  • Nikkor 50 1.4G

Если у вас полнокадровая камера (d700, d600, d610, d750), то я не знаю, что вы делаете в этой статье. Но мало ли… В общем, если у вас полнокадровая камера с матрицей не больше 24МП, вам подойдет Nikkor 50 1.4G.

Если у вас младшие модели (d60, d60, d3000, d3100, d3200, d5000, d5100, d5200 и так далее), вам подойдут только две модели:

  • Nikkor 50 1.8G
  • Nikkor 50 1.4G

*Если вообще не интересуетесь портретами, а больше пейзажем и стрит-фото, рассмотрите

  • Для Никона Nikkor 35 1.8G (отличный, резкий)
  • Для Кэнона Yongnuo 35 1.8 (стрёмненький, но для начала пойдёт)

Чем же они отличаются друг от друга?

Nikkor 50 1.8D и 50 1.4D — старые пластиковые объективы без мотора. Автофокус работает на всех никонах, оснащенных внутренним мотором и «отверткой» — штукой, которая «крутит» механизмы объектива. Отвертки на младших моделях камер нет, поэтому автофокус работать на них не будет.

Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Nikkor 50 1.8D можно купить б.у. за пару тысяч рублей, он отличается довольно низким качеством, простоватой и грубоватой картинкой, но при этом довольно точно фокусируется, если сравнивать с аналогичным объективом Canon. Кстати, про этот объектив у меня есть отдельная статья: Nikkor 50 1.8D — тестовые фото.

Как видите, с помощью этого недорогого инструмента можно получать довольно интересные фотографии (если ваша камера поддерживает).

Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor

Nikkor 50 1.4D — если найдете у кого-то в наличии, протестируйте, сбейте цену и берите. Нормальная игрушка. Сам не пользовался.

Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor

Nikkor 50 1.8G — отличный относительно недорогой объектив со встроенным мотором, современного конструктива, защищенный от пыли и капель дождя, довольно приятно рисует и точно фокусируется. В общем, отличное решение для новичков, легко и со спокойной душой всем рекомендую. Только обязательно проверяйте перед покупкой! Иногда попадаются неюстированные образцы, которые фокусируются сильно мимо.

Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor

Nikkor 50 1.4G — более «старая» модель, чем 50 1.8G, но и более светосильная. Я пользуюсь именно таким объективом. Очень надежный, добротнейший объектив, но после появления в продаже Nikkor 50 1.8G я не вижу смысла (для новичка) брать 50 1.4. Ниже несколько фотографий, сделанных этим объективом. Вообще их настолько много, что даже и не знаю, как выбрать 6 штук.

Выбор объектива для Canon

На самом деле, здесь все очень просто. Есть деньги — берите Canon 50 1.4. Нет денег — накопите и берите Canon 50 1.4. Не можете накопить — подумайте, а может все-таки можете? Если все-таки не можете, берите Canon 50 1.8, но не говорите, что я вас не предупреждал.

Canon 50 1.8 — маленький, легкий объектив с очень приятным рисунком и довольно сносной резкостью, есть у него всего один недостаток: постоянные промахи автофокуса (которые усугубляются неумением новичков фокусироваться). Будьте готовы, что 2 из 3 ваших снимков окажутся «в молоко», и бороться с этим сложно. Стабильность — это не про него.

Снимки, сделанные объективом Canon 50 1.4. Все они принадлежат моим ученикам — с курсов Основы современной фотографии и Охота на человека.

Краткие выводы

Полтинник вам нужен. Лучше б.у., так потом проще продать и не потерять денег.

Если Nikon, то 50 1.8G, а если Canon, то 50 1.4.

P.S. Чуть не забыл!

Если у вас кропнутый Никон, присмотритесь также к Nikkor 35 1.8G — приятный недорогой объектив с более универсальной шириной угла. 35 мм не даст вам снимать классические крупные портреты (широковат), но даст возможность развиваться, внося в фотожизнь меньше ограничений.

Также, если найдете в своем городе объективы Sigma 50 1.4 — можете тщательно протестировать автофокус и покупать. Нормальные. Но сам не пользовался, поэтому развернутый материал написать не могу.

Читайте статью Как проверить б.у. объектив при покупке? Часть 1: внешний вид.

[widget id=»text-32″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.