Норвегия и Лофотены — первое место, куда нам захотелось приехать еще раз. Захотелось, еще пока мы были там.
Дорога к Лофотенам
Коротко путь на Лофотены выглядел так: Получили финские визы, закупили разрешённые продукты, загрузились, поехали. Санкт-Петербург — Брусничное — мимо Иматры, через Оулу, и, отъехав от Оулу километров на 10, нашли оборудованную стоянку, где и заночевали, разбив палатки. Недостающие продукты покупали в Финляднии, в Призме. На следующий день собрались и двинулись дальше, проскочив Швецию и въехав в Норвегию. Заночевали опять же, на стоянке. В течение третьего дня ехали 250 километров по Норвегии и Лофотенам, постоянно останавливаясь чтоб поглазеть на ВСЁ. Доехали до кемпинга Lofoten Beach Camp, встали там.
Вообще, пейзажи сильно прогрессируют по мере продвижения на север, и особенно сильно меняются после въезда в шведское заполярье. Невысокие берёзки, ручьи, реки, вымороженный и выветренный, суровый пейзаж. Погода была под стать северу, но дальше всё изменится. Оленей встретили, кстати.
По мере приближения к норвежской границе, непогода оставалась позади. На фото ниже отлично видно, что мы уже покидаем область заполярных тяжёлых облаков и въезжаем в солнечную Норвегию. Да, для нас она была невероятно солнечной.
Почему летом? Лето — далеко не лучшее время для поездки в Норвегию за пейзажами: вы лишаете себя послезакатной и ночной съёмки, а полярный день (или, как у нас, очень короткая ночь) делают график съёмок очень непростым — закат в 11, рассвет в час ночи, закаты и рассветы очень продолжительные. В итоге, нужно полностью сбивать свой график. Однако, мы решили, что лето — идеальное время для первого знакомства с Лофотенами. И, забегая вперёд, мы в восторге от каждого дня, проведённого здесь.
Буквально с проездом границы меняется всё. Ощущение, что норвежцы любят в своей стране каждый камешек, начинается здесь и не пропадает ни на минуту.
Такое ощущение, что эти сумасшедшие люди стараются вписать в природу всё. Вот, например, церковь, которую мы встретили в Норвегии:
Вода в норвежских фьордах какая-то неприлично прозрачная. Если бы не постоянные ветра, которые рождают на ней рябь, картинка была бы совсем идиллическая.
Фишка Норвегии — рыбацкие домики Рорбу
Городок Флакстад
Гора Ryten
О
О делах насущных. Деньги, транспорт, остановки.
Езда на машине без паромов, 3 участника, велосипед, жизнь в палатке, максимум продуктов с собой — вот основные моменты, на которые мы сделали ставку.
Почему машина? Лофотены довольно большие, на каждой горе свои прекрасные виды, и мы понятия не имели, где в точности будем лазить. Прибавим к этому тот факт, что на съёмки хочется ездить в любое время суток, и зачастую километров на 50 от места остановки. Без машины задача перемещений по местности становится сложнее и дороже.
3 участника? Ну, четверо для моей машины — перегруз, а для двоих поездка вышла бы дороже за счёт расходов на бензин.
Бензин? У меня бак 45 литров, расход 6-7 литров на сотню. С собой можно взять 10л металлическую канистру (у меня таковой не имеется). На момент поездки цены были такие: в России цена литра бензина 45 рублей, в Финляндии и Швеции до 1,65 EUR (115 руб), в Норвегии 17,35 NOK (128 руб). Во время поездки курс евро подскочил с 70 до 74 рублей, но я этого не почувствовал, т.к. у меня счёт в евро. В итоге, на бензин в поездке было потрачено около 27000 рублей. Пройденное расстояние — 3700 километров. И, скажу я вам, когда заправляешь бак на 5600 рублей вместо 2000, это очень чувствительно. К тому же, в Норвегии многие заправки ночью работают без операторов, а на некоторых операторы не предусмотрены совсем. И в этих местах на вашей карте сначала блокируют от 100 до 200 евро, а потом еще и за заправку снимают. Заблокированные деньги, конечно, вернутся, но когда — непонятно. Мне вот с двух таких заправок вернули через 10 и 45 дней. На одной 100 евро, на другой 145. Не забываем, что на Лофотенах заправки расположены далеко не так часто, как у нас, поэтому докатывать до лампочки не стоит, и всегда лучше заливать полный бак.
Деньги? Я заранее завёл на тинькоффской дебетовой карточке счета в евро и норвежских кронах, положил туда некоторые суммы, и потом при смене страны подключал к основной карточке тот или иной счёт. Это позволило не терять на конвертациях 2-10%, а платить по тем ценам, которые указаны. Для шведских крон счёт не заводил, платил с евро-счета (потери были до 5%, но в Швеции я не особо чего покупал).
Дорого? Наслушавшись страшных историй, мы твёрдо намерились не покупать в Норвегии ни-че-го. Но оказалось, что:
- Дорогие продукты — в мелкой упаковке. Сникерс за 250, тик-так за 200, 0.5 литра воды — 300 рублей. При этом…
- Вода в кемпингах на улице бесплатно. Подошел, налил себе в 5л бутыль прекрасной, вкусной воды — и пей сколько влезет. Надо в поход — перелил во флягу и погнал. Не нужно покупать 0.5 бутылки из неэкологичного пластика.
- Вода в горных реках чистая и вкусная, набирай и пей.
- 1кг рыбы — 1000 рублей. Рыба хорошая, примерно как та, что у нас можно купить за 1500. Хотя, наверное, даже лучше.
- 1кг сосисок — рублей 500. Хороших, мясных, вкусных. Много вы у нас сосисок купите по такой цене?
- Короче, кто бывал в Финлядии — Лофотенские цены вас не особо удивят, они вполне сопоставимые.
- Ловля рыбы в море на удочку — бесплатно. Многие европейцы так и питаются — ловят рыбу и варят суп. Хотя денег у них явно поболе нашего.
- Душ в кемпингах — 75 рублей 4 минуты. Более чем достаточно, чтобы помыться. А если взять кемпинг во Флакстаде, там еще раковины с горячей водой бесплатные и безлимитные — можно быстренько постирать бельё, например. Хотя я это спокойно делал в душе.
- На Лофотенах проход во все красивые места бесплатный, платить надо только кое-где за парковку (порядка 750 рублей), если вам лень поставить машину в 200-300 метрах и пройтись ножками.
- Палатку можно ставить где угодно, не ближе 150 метров к домам местных жителей. Это бесплатно, и проблем найти место для палатки нет. Вплоть до шикарных, великолепных, прекрасных озёр.
- Говорят, дико дорогой алкоголь, рестораны и бары. Мы не интересовались.
Велосипед? Надо было брать дорожный. Конечно, на Лофотенах при желании можно найти классные горные трейлы. Но, поскольку они не оборудованы для велосипедов, то вероятность таскания вела на горбу высока. В итоге я больше ездил на нём по асфальту и отличным грунтовкам. Но разок забрался на гору и отлично покатался по ней в белой ночи)
Палатка? Ну, тут её можно ставить везде, где рядом нет домов, частных территорий и табличек «No camping». И такие места реально всегда можно найти. Но есть требование — нельзя захламлять красивые виды своей палаткой больше двух дней. Жечь костры и мангалы, бросать мусор, и т.д. Продолжения этого рассказа не будет, скорее всего — слишком много времени прошло, многие детали забылись.