- Какие могут возникнуть трудности при съемке гигапанорам и просто панорам высокого разрешения?
- Какую погоду выбирать для съемки?
- Как добиться хорошей детализации панорамы?
- Что такое муар, с чем его едят и почему дрожит воздух?
Решил поделиться одним очень важным знанием, пришедшим ко мне в результате горького опыта — когда я потратил 1250 кадров впустую, так и не собрав из них ничего путного. Дело в том, что решил я делать панораму в 11 часов утра — когда солнце идет на восход, освещение не меняется так сильно, и контраст объектов довольно неплохой. Однако, важную вещь не учел. Помните голливудские фильмы? Где какой-нибудь Chevrolet Camaro красиво выезжает из зыбкого, дрожащего воздуха над дорогой?
Попробовал даже пример найти, но что-то названия фильмов из головы повылетали. Зато нашел похожие кадры в исполнении Top Gear. Смотрите на 48 секунде.
В кино смотрится классно, даже поднадоело немного. В жизни, как я недавно узнал, это явление способно попортить нервы фотографу, пытающемуся сфотографировать панораму высокого разрешения или гигапанораму.
Что мешает фотографировать при теплой погоде?
При использовании объективов с фокусным расстоянием порядка 450мм (или 300 на кропнутой матрице) и больше в кадре становится отчетливо виден муар — дрожание воздуха. В реальной жизни вы могли замечать это явление над костром, над газовой горелкой. Над асфальтовой дорогой и тем более над городом могли и не видеть. Я раньше, до появления телеобъектива, и подумать не мог что это явление существует где-то кроме раскаленных дорог. Ну теряется контраст дальних объектов в жаркий день — ну и что? Дымка какая-то. Ан нет, не дымка.
Ниже приведен снимок Пятигорска (в районе Квартала), сделанный с Машука, недалеко от Поляны песен. Расстояние до отмеченного здания — примерно три километра. Время — около 13 часов. Температура — около 20 градусов Цельсия.
Скачать оригинальное изображение (JPEG, 9 мегабайт)
Красной рамкой отмечен фрагмент, увеличенный до 100% масштаба. Как видите, качество картинки ужасное. Это не брак объектива. Это муар, порожденный теплыми потоками воздуха, поднимающегося вверх от прогреваемого лучами города. Он отчетливо виден начиная от ФР 150мм, дальше больше.
От явления сильно страдает контраст, резкость, разрешение изображения падает в разы. И оказывается, что панорама, которая должна была стать 6-гигапиксельной, не может иметь разрешение больше 1 гигапикселя: муар сожрал всё разрешение.
Строго говоря, морозный день тоже не спасает. Крайне редко температура воздуха днем понижается. А если нет понижения температуры, то муар неизбежно возникнет и испортит вам все кадры.
Вот, например, как муар испортил самую большую сферическую гигапанораму мира:
Это 100% увеличенный кусочек панорамы Лондона, 80 гигапикселей. Качество используемой оптики сомнений не вызывает, но качество картинки оставляет желать много лучшего.
Могу себе позволить мысль: разрешение городских панорам вплотную приблизилось к своему пределу. Использование более «серьезной» техники даст прирост числа мегапикселей, но кардинально детализацию панорам не увеличит. Всё, тупик. Или нет?
Что делать?
Пока однозначного ответа у меня нет, но сильно подозреваю, что панорамы высокого разрешения нужно снимать после 4 часов дня, когда воздух начинает остывать и тёплые потоки воздуха над городом теряют свою силу. Именно так была сфотографирована 900-мегапиксельная панорама Пятигорска: вечером, когда город остывал и муара почти не было (тогда, правда, было вообще -12, и я малость замерз пока снимал).
В любом случае, у меня в ближайших планах сделать панораму на 5 и более ГП, вот и расскажу, с какими трудностями столкнулся.
[widget id=»text-32″]
2 ответа к “Почему невозможно снимать гигапанорамы в тёплую погоду?”
Здравствуйте, Павел! А как быть с панорамами большого разрешения в жарких странах? Съемка после 4х часов дня поможет?
Здравствуйте. Теоретически — да, должно немного помочь, но не думаю что марево сильно меньше станет, т.к. когда земля сильно раскалена, она нагревает воздух постоянно. Но вечерняя съемка по крайней мере лучше, чем в обед.