Привет. Здесь я немного расскажу о себе и тому, как пришёл к преподаванию и что в него вкладываю. Если это не интересно, можете прокрутить ниже, до фотографии. Как человек, увлекающийся фотографией уже 12 лет, я прошёл через все стадии: от неуверенного в себе, но ищущего экспериментов новичка, через самоуверенную глупость, самоуничижение, завышенную и заниженную самооценку, к спокойному и объективному пониманию того, как рождается фотография. В 2008 году впервые довелось попреподавать предмет «компьютерная графика» в колледже ПКЭУ (в Пятигорске). Было порой сложно, но процесс мне понравился. Наверное, благодаря тому опыту в 2012 году созрела идея первых фотокурсов для новичков, которые я и провёл тогда в Пятигорске.
До курсов было очень сложно представить себе, о чём рассказать аудитории: казалось, что всё очевидно, и для основ фотографии хватит каких-то пяти занятий. Практика доказала обратное: очень быстро стало понятно, что вещи, которые кажутся опытному фотографу очевидными, вовсе не являются таковыми. То, что «и так понятно» опытному фотографу, новичку нужно объяснять подробно, вдумчиво и максимально наглядно. Тогда же я понял, что большинство опытных фотографов, даже преподающих фотокурсы и делающих свои мастер-классы, не способны «снизойти» до уровня простых смертных — начинающих фотографов с первым собственным фотоаппаратом в дрожащих и неуверенных руках. Часто мои ученики, приходя на курс «Интуитивная фотография» или «Основы профессиональной фотографии» рассказывали, как приходили на мастер-классы к именитым фотографам: всё было красиво, интересно, и даже казалось понятным. И у всех получались такие же фото, как у гуру! Но буквально на следующий день, пытаясь повторить это, слушатели именитого мастера терпели оглушительное фиаско: учитель не объяснил, почему софтбокс стоит именно на такой высоте, не упомянул о мощности, не пояснил значение терминов: «рисующий свет», «заполняющий», контровый. Он просто манипулировал источниками света, как жонглёр горящими факелами. И те ученики, которые уже умеют «жонглировать», успевали ухватить глазами определённые тонкости, вынести для себя пользу. Те же, кто только-только делает свои первые шаги, и не с факелами, а с мячиками для настольного тенниса, не поняли в этой фиерии ни-че-го.
Наслушавшись этих историй, я решил быть максимально понятным, приводить самые наглядные примеры на свете, и давать столько практики, чтобы все ученики могли её освоить. Удивительно то, сколько проблем возникает у, казалось бы, опытных фотографов оттого, что они не вполне хорошо усвоили самые базовые знания, и не совсем понимают логику работы большой и чёрной штуковины под названием фотоаппарат. Казалось бы, вот девушка-фотограф, она шикарно снимает свадьбы, не первый год, и съёмочный график расписан у неё на полгода вперёд. И снимает она на Canon 5D mark III с объективом 85 1.2… Но никогда не открывает диафрагму больше 2.8! Почему? Потому что промахивается с фокусировкой! Действительно, при столь маленькой глубине резкости, как у 85 1.2, очень сложно фокусироваться, но часто ведь дело не в малой ГРИП. Многие фотографы фокусируются только по центральной точке, некоторые используют автовыбор точек фокусировки, а кто-то вообще не знает, что там что-то можно выбрать. Во всех этих случаях вы неминуемо будете промахиваться по фокусу! Но ведь у 5D mark III уже неплохой следящий автофокус, в том числе в угловых точках! Почему бы не пользоваться им? А надо уметь. Значит, нужно чтобы кто-то научил.
Или один парень. Снимает репортаж, но не заботится о цветных гелях на вспышке (попросту не знает о них), отчего получает смешанный баланс белого и портит глаза при обработке, исправляя цвет лиц при помощи кисти.
Таких примеров великое множество. Но ведь всего этого можно избежать, если изначально приобрести хорошие, ровные базовые навыки. Именно этим я и занимаюсь.
Мой подход к обучению
Каждый обучающий курс я разрабатываю из принципа: вы должны научиться делать всё, что в него включено.
Если это курс для новичков, то занятия начинаются с прописных истин, основ, и отводится им половина курса. Начинаем с простейших вопросов, изучаем, и тут же, на месте, закрепляем на практике. Научившись писать в нашей прописи палочки, переходим к крючочкам, потом к кружочкам, потом пишем слоги… и только к пятому занятию мы уже можем пробовать писать слова. Пока ещё простые, но уже слова — фотографии. А если отбросить метафоры, то выглядит это так:
- Учимся включать и выключать камеру, научились переключать все основные настройки, научились держать камеру в руке, правильно нажимать кнопку, не трясти объектив, правильно ходить, носить и хранить. Пробуем сделать первые фото в полу-авто-режиме. Я очень много внимания уделяю правильному хвату, правильной походке, устойчивым позам. Ведь именно эти составляющие важны, чтобы в будущем не пришлось переучиваться. Ведь переучиться гораздо сложнее, чем научиться с нуля.
- Учимся устанавливать баланс белого и получать «правильные» цвета прямо в камере. Разбираем возможные ошибки.
- Учимся пользоваться зумом и мерить расстояние «ножками». Разбираем самые главные ошибки: откуда появляются некрасивые искажения, большие носы, короткие ноги… Тренируемся друг на друге, учимся как делать из моделей «уродцев», так и не допускать этого. Разбираем возможные ошибки.
- Учимся работать с диафрагмой, начинаем управлять глубиной резкости, осознанно делаем фотографии резкими или размытыми. На теории разбираемся, почему картинка может быть размытой и резкой, а на практике пробуем добиться и размытия, и резкости. Разбираем ошибки.
- Учимся работать с выдержкой и ISO. Получаем резкие фотографии в динамичных сценах, снимаем в условиях слабого освещения. Исследуем возможности ваших фотоаппаратов. Разбираем ошибки.
- Изучаем фокусировку: следящий, покадровый, ручной фокус. Пробуем все режимы в деле, разбираем ошибки.
- Только разобрав мат. часть, мы учимся «писать предложения» — делать композиционно завершённые фотографии, избегаем главных ошибок, изучаем основы позирования и работы с моделью.
И так, шаг за шагом, мы учимся и постигаем таинство фотографии. Моя практика показывает, что именно такой подход позволяет дать основы фотографии достаточно понятно и глубоко.
Если это курс для продвинутых фотографов, то он всё равно начинается с самых-самых основ, но обучение происходит более динамично, а на каждом занятии, помимо базовых знаний, мы учимся делать разные интересные и крутые вещи.
- Например, изучив правильный хват, выходим на улицу и пробуем сделать резкую фотографию на длинной выдержке с рук, пробуем снимать движущийся мимо транспорт, учимся поворачивать корпус вместо головы, устраняя вибрации…
- Изучив настройку баланса белого, пробуем работать со смешанным ББ, сочетая в кадре тёплые и холодные источники света и находя между ними гармонию.
- Изучив возможности зума, учимся продвинутым техникам построения кадра: установив определённое положение зума, сразу подходить к модели на нужное расстояние; выбирать фокусные расстояния и компоновку кадра так, чтобы избегать некрасивых искажений; снимать людей на широкоугольный объектив с сохранением пропорций
- Изучив основы работы с диафрагмой, разбираемся с гиперфокалом, фокальной плоскостью, особенностью фокусировки на плоских объектах, особенностях нерезкости переднего и заднего плана.
- Разобрав работу с выдержками, учимся делать фотографии с творческим смазом, намеренно увеличивая выдержку, снимая с проводкой, замораживая движение вспышками…
- Изучаем экспопары, экспопары, экспопары. Учимся менять параметры быстро и без помощи автоматики.
- Помимо следящей и покадровой фокусировки, изучаем ручную фокусировку в сложных условиях: полная темнота, неконтрастный свет, невозможность сфокусироваться, динамичная съёмка, спортивная съёмка.
- Только разобрав всё это, приступаем к глубокому и вдумчивому изучению композиции, её правил и особенностей их нарушения, разбираем ваши «предложения» и учимся писать «абзацы» — художественно цельные фотографии.
- Разбираем вопросы цвета, света, работу с несколькими вспышками, обработку, взаимодействие с моделью, и т.д.
Таким образом, два основных курса очень похожи друг на друга, но отличаются при этом весьма существенно: первый подходит вам, если вы вчера взяли в руки камеру, а второй — если вы уже имеете базовые представления и умеете фотографировать, но хотите «навести порядок» в своих знаниях и голове.
- На курсах я никогда не даю готовых рецептов, но даю те знания, которые позволят вам получить любой результат.
- Все занятия обязательно записываются на видео. Записи передаются ученикам по окончании курса.
Если это мастер-класс, то я не заостряю внимание на технических моментах. Считается, что если вы пришли на МК, то уже умеете настраивать фотоаппарат. Тем не менее, я всегда даю чёткие инструкции, объясняю причину каждого своего действия (и бездействия). При работе с моделями (у меня это обычно дети) я комментирую каждое своё действие, заостряя внимание на самом важном и поясняя все сложные моменты. Когда дело касается вопросов, требующих более широкого изучения за рамками МК, я всегда даю ссылки, по которым вы можете эти знания получить.
Возможно индивидуальное обучение. Оно строится следующим образом:
- Общаемся, определяем цели и задачи
- Определяем формат (личные встречи, скайп, смешанный вариант)
- Я создаю программу обучения, обозначая темы и продумывая домашние задания
- Оговариваем стоимость всего курса и график занятий
- После 50% оплаты курса приступаем к занятиям. Вторые 50% вы оплачиваете в середине курса
Обычно для курса «Интуитивная фотография» (для самых новичков) требуется 10 занятий по 2 часа, плюс домашние работы. Это стоит 20000 рублей в индивидуальном формате, 6000 на групповых занятиях.
Курс «Основы профессиональной фотографии» (для более продвинутых) требует 12 занятий по 2-3 часа, много личного присутствия, занятий в студии, много домашних работ. В группе стоимость курса 8000 рублей, индивидуально 44000 рублей.
Если нужно, дополнительные занятия и консультации в скайпе — 1500 рублей в час. Короткие вопросы по телефону и в контакте — бесплатно в течение любого времени после окончания курса.
Занятия возможны не в любое время года. Поскольку я очень люблю свою работу в детских садах, а весной её очень много, то и проводить занятия в это время я не могу. А летом нахожусь в Пятигорске и вообще путешествую, поэтому занятия возможны только при личном присутствии. В остальное время — добро пожаловать :)