Для большинства новичков в фотографии одна из самых больших проблем — преодоление страха. Это часто приводит к тому, что фотограф упускает отличный кадр или даже толком не пытается делать хорошие снимки. Но все мы люди, и страхи для нас — норма, особенно если мы начинаем какое-то новое дело и быстро развиваемся. Я разобрал шесть самых популярных страхов, которые испытывают фотографы-новички, и привёл советы по их преодолению.
#1 — Технофобия
Первая вещь, которую боятся новички, это сам фотоаппарат и все те примочки, которые идут к нему. В конце концов, так много надо изучить и запомнить! Как запомнить разницу между диафрагмой и выдержкой? ISO и балансом белого? Фотошопом и Лайтрумом? Этот список бесконечен…
Но есть и хорошая новость: гораздо проще преодолеть проблемы, изучая каждый элемент по отдельности, читая о нем, глядя видео, и практикуясь. Нет, на самом деле! Интернет завален образовательными статьями и уроками, абсолютно любой ваш вопрос многократно разжеван и разложен по полочкам, и нет ничего, что нельзя было бы найти в сети. Главная фишка, которая вам поможет — научитесь разбивать свою большую проблему на множество маленьких, и фокусируйте на каждой из них до тех пор, пока не преодолеете ее. Изучайте за один раз только одну новую вещь.
#2 — боязнь людей
Большинство новичков (и не только!) не испытывают никаких проблем, когда нужно сфотографировать памятник на фоне леса. Но как только приходится работать с моделью, страх сковывает нас. Обычно эта проблема замешана на стеснительности и боязни получить плохой результат, который не понравится вашей модели или кому-то еще.
Реальность такова, что большинство людей невероятно счастливы, когда их фотографируют, и совершенно не обижаются, если вы спрашиваете у них разрешения сделать портрет. В другой ситуации, когда вы ловите мимолетное мгновение, человек даже не поймет, что его снимают. Единственный способ преодолеть этот страх — идти и пробовать. Не только фотографировать, но и уговаривать людей сфотографироваться. Вы будете удивлены, как много людей мечтают получить портрет себя любимого.
#3 — боязнь неудачной фотографии
Каждый фотограф знает это чувство, когда пришел домой, посмотрел на отснятые фото, и понял, что надо все сжечь что-то упустил, и некоторые снимки далеки от идеала. Это может быть шевелёнка, неточная фокусировка, большое количество шума, или просто плохая композиция. Иногда это подрывает вашу уверенность, и зародившийся страх приводит к тому, что в будущем вы вообще избегаете делать подобные фото. Любой фотограф, говорящий вам, что никогда не косячил — лжец. Все ошибаются, даже лучшие. Разница только в том, что когда вы практикуетесь, эти ошибки становятся реже. И вместо 9 плохих кадров из 10 сделанных, со временем вы делаете 1 ошибку на 10 фото, потом 1 на 100, 1 на 1000…
Идея в том, что вы должны принять возможность совершения ошибок в будущем, и вместо того, чтобы после каждой ошибки заниматься самобичеванием, приучить себя открывать гугл и изучать причины появления этой ошибки, анализировать опыт других фотографов, чтобы избежать повторения проблемы в будущем. Через годы вы узнаете, что плохие фотографии учат вас гораздо большему, чем хорошие.
#4 — боязнь делать что-то новое
Самое прекрасное время в жизни любого фотографа — начало новых открытий. Это время, когда фотограф захвачен новым вдохновением, и с мотивацией нет никаких проблем. Не нужно заставлять себя делать продающиеся фото, или вести переговоры с клиентами, которым нужен идеальный результат. Вы можете тратить это время на эксперименты, пробуя разные жанры и техники.
Но для многих все новое составляет очень, очень большую проблему: они боятся сделать шаг влево, шаг вправо, и попробовать уже наконец что-то принципиально другое. Чтобы напомнить о себе, чтобы выделиться, вам просто нужно иногда рисковать. Известный фотограф дикой природы Пол Гольдштейн как-то сказал, что ему гораздо приятнее смотреть на неидеальное фото, сделанное с риском для жизни, чем идеальную, чистую картинку, сделанную в безопасности.
#5 — боязнь быть невостребованным
Ни для кого не секрет, что фотоиндустрия очень субъективна, и совершенно нормально, что новым фотографам в ней бывает непросто. Не имеет значения, насколько вы ранимы. Если для создания портфолио пришлось долго и упорно работать, но вместо востребованности вы получаете везде отказы потенциальных заказчиков и редакторов, это подчас непросто пережить. После нескольких отказов ваша уверенность начинает падать, вам психологически труднее искать клиентов, и даже трудно заставить себя снова фотографировать. И закрадываются мысли: “Какой в этом смысл, если все отказывают?”
Знайте и помните: каждый фотограф проходил этот этап. Если кто-то один не любит ваши фото, это не значит, что другие с ним солидарны! Единственное, что вы можете сделать — толкать этот паровоз и дальше, учиться на своих ошибках, а самое главное, делать любимое дело! Кстати, именно поэтому я не советую начинать занятие фотографией, не имея другого дохода.
Вы пришли к заказчику, но он отказался от ваших услуг? Ищите более крупного заказчика. Не понижайте планку :)
Через несколько лет те, кто изначально вас отверг, сами придут и закажут ваши услуги. То же правило касается фотоагентств, фотостоков, и даже свадебных съемок. Спросите, как это относится к свадьбе? Очень просто. Чаще всего на уровне низкого ценового сегмента заказчикам нужна какая-то чушь вместо фотографий, а в более высоком сегменте люди хотят чего-то необычного. И вот тогда может оказаться, что ваш стиль будет востребован меньшим числом более “дорогих” заказчиков, но совершенно не востребован “дешевыми”. Ищите свою нишу.
#6 — боязнь потерять или повредить камеру
Очевидно, что вы должны быть уверенны в безопасности своей техники, чтобы не повредить ее и не угробить прямо на съемке. Но, тем не менее, эта безопасность не должна мешать вам делать фотографии. Зачем покупать дорогую камеру, если вы всегда будете оставлять ее в отеле, держать в рюкзаке, или вовсе оставлять дома, потому что боитесь кражи? Зачем покупать дорогую технику, если вы боитесь ее испачкать и не фотографируете? Старшие модели зеркалок могут выдержать гораздо больше, чем вы думаете.
Чтобы преодолеть этот страх, на Западе принято страховать оборудование, и это, кстати, очень неплохая привычка. Не знаю, насколько она распространена в России, но, судя по всему, не сильно. Я поинтересовался подобными страховыми договорами в России: за сумму порядка 1500 рублей в год можно застраховать фотоаппарат, но стоимость и условия лучше уточнять у конкретных банков, т.к. они сильно отличаются. Следующее, что вам нужно сделать — быть готовым к среде, в которой будете фотографировать. Это требует небольшого шевеления мозгами :)
Например, если вы едете куда-то, где часто дожди, возьмите полиэтиленовый пакет, чтобы прикрыть им камеру от дождя. Едете куда-то, где проблемы с кражами? Убедитесь, что ремень вашей камеры невозможно перерезать, и не оставляйте камеру без присмотра. Стальной тросик, добавленный к обычному ремню камеры, очень вам поможет. Всегда помните: вы берете камеру, чтобы делать фотографии!
Фотография может стать интересным хобби или профессией, но вместе с тем она может принести новичкам кучу новых проблем. Однако, все фото-страхи преодолеваются благодаря простой практике.
Я упустил чей-то страх? У вас есть собственные страхи? Напишите о них в комментариях ниже.
2 ответа к “Как преодолеть 6 страхов фотографа?”
Как грится, с чувством глубокого морального удовлетворения отметил, что ни один из перечисленных страхов в себе не нашел )) Возможно еще и из-за того, что не планирую иметь коммерческий интерес в фотографии. Единственный страх, который сейчас ощущаю, страх того, что не смогу сейчас уделять столько времени для обучения, сколько хотелось бы.
Могу поздравить!
Что касается страха — интересный, никогда о таком не задумывался. Возможно, потому что я не особо уделяю внимание обучению, — как-то все само собой происходит.