Рубрики
Советы начинающим фотографам Статьи

НЕ рациональные советы по выбору фотоаппарата!

В среднем 1-2 раза в день вы задаёте мне вопросы: какой фотоаппарат выбрать, какой объектив купить, новый или б.у., зеркалка или беззеркалка… И каждый раз я стараюсь вникнуть в вашу проблему выбора и помочь, дать совет, направить. В статье про выбор первой зеркалки есть много технических сравнений, описание отличий разных моделей камер, их преимущества и недостатки, но там нет главного — духовной составляющей.

Задумайтесь, почему вы фотографируете. Возможно, вам нравится процесс, результат, общение с людьми. Отлично. Но как мы пришли к фотографии? Мне кажется, если копнуть поглубже, то выяснится одна удивительная закономерность: интерес к фотографии напрямую зависит от первого знакомства с ней. В моём случае первое знакомство с фотографией происходило в детстве, когда я вертел в руках фотоаппараты «Зенит» — мамин и папин. Серьёзная, тяжёлая, железная, сложная штуковина в прочном кожаном чехле, которые мне в мои 6 лет и открыть-то было трудно. Примерно тогда же мама (кажется, всё-таки мама) объяснила, что чем ярче погода, тем короче нужна выдержка. Разумеется, я ничего тогда не понимал, но мог осознать разницу в звуке щелчка между 1/30 и 1/500. Тогда в голове отложилось чёткое понимание, что в солнечный день нужно ставить одну из крутилок на 500. Про другую крутилку — диафрагму — мама сказала, что на солнце нужно ставить 5.6 (при этом внутри уменьшается дырочка), а в помещении можно поставить 2. Ещё нужно сфокусироваться, чтобы изображение было чётким.

Потом, года через 2, кто-то объяснил ме про стрелочку экспонометра, что нужно настраивать фотоаппарат так, чтобы стрелочка совмещалась с дырочкой. Тогда для меня всё это было филькиной грамотой, я не понимал ни-че-го, но простые правила запомнил как мантру. Оказалось, что со временем из головы ничего не стёрлось, и в 15 лет я, ещё не имея мобильного телефона с фотоаппаратом, достал с антресолей Зенит и стал с ним возиться. Оказалось, что у одного из трёх фотоаппаратов слегка заклинивает какая-то шторка. Я видел, что она при срабатывании долго остаётся в полуоткрытом положении, и догадался, что так быть не должно. К тому же, у этого фотоаппарата оказался неисправен экспонометр, и я взял мамину камеру, Zenit TTL. Подростковый романтизм, желание делать что-нибудь интересное и, возможно, влюблённость дали свои плоды — я взял в руки Зенит и начал пытаться фотографировать.

Но произошло это потому что тогда, в 6 лет, мне было очень интересно узнать, как устроена эта штуковина. А потом мне захотелось современный цифровой фотоаппарат, и произошло это потому что у папы был ещё автоматический японский фотоаппарат начала 90-х, с которым приключилась беда, он расплавился на солнце. По крайней мере, так эта информация дошла до меня. Как бы то ни было, в детстве я иногда доставал эту груду пластика и резины, смотрел и убирал обратно, понимая, что отремонтировать его не могу. А потом доставал Зенит, взводил затвор и щёлкал им, наблюдая, как открываются и закрываются шторки.

Так вот, все эти детские воспоминания вылились в будущем в интерес к фототехнике и любовь к фотографии. И сейчас я думаю: а что если бы тогда у папы с мамой не было зенитов? Возможно, у меня бы и не мелькнула тогда мысль, что нужно научиться фотографировать. И воспоминания о том таинстве, которое я испытывал в детстве, изучая крутилки на Зените, помогли мне заинтересоваться крутилками на Никоне.

Это было очень длинное вступление, благодаря которому, теперь можно приступить к сути.

Первый фотоаппарат должен вызывать трепет

Именно так, и никак иначе. Неважно, какой это будет фотоаппарат, зеркальный или мыльница, цифровой или плёночный, а может вовсе средний формат или дальномерка. Неважно! Главное, чтобы камера легла в руку. Это и будет критерием того, насколько охотно вы будете брать её в руки, смотреть на неё, смотреть на мир через неё. Если фотоаппарат вам нравится, то вы будете брать его с собой, несмотря на неудобства в виде большого веса, громоздкого размера, малого заряда аккумулятора. Если фотоаппарат вдохновляет вас, вы решите все эти мелкие проблемы и будете фотографировать больше и больше. Я могу вам посоветовать: берите Nikon. Или Canon. Или Olympus. Или Sony. Но вы не слушайте меня слепо, вы придите в магазин и потрогайте аналогичный фотоаппарат руками. Так же было у меня: я просто увидел Canon и Nikon, и младшая модель кэнона не понравилась, зато младшая модель никона понравилась, отлично легла в руку, и вообще как-то сразу «сложилось» у меня с ним.

Вот так просто выбирал свой первый зеркальный фотоаппарат я. У меня тогда даже регулярного интернета не было, чтобы почитать статьи о выборе первого фотоаппарата. Да что там, и статей таких в интернете толком не было! Были только форумы, на которых сидели фотоонанисты (подробнее о них) и обсуждали какие-то странные штуки типа теплового шума, бочковидной дисторсии, благородного зерна, мыльной картинки… Мне же, простому обывателю, студенту, мечтающему о первой зеркалке все эти слова были так же понятны, как Николаю II инструкция от микроволновки.

И, знаете, я нисколько об этом не пожалел! До сих пор тот первый фотоаппарат отзывается в памяти тёплыми воспоминаниями, до сих пор я не жалею, что он у меня был. Даже иногда появляются мысли, а не найти ли такую б.у. камеру? Просто поностальгировать. Поскольку с никоном тогда всё сложилось, я так и остался «никонистом». Однако, со временем взгляды расширились, и теперь у меня есть ещё и Sony NEX, а невеста фотографирует на Canon 5D mark II. И я чётко понимаю, в чём их сильные и слабые стороны, и почему для меня сейчас Никон — лучший выбор. Потому что он лежит в руке!

Потому что мне очень нравится его кнопочки и диски управления, хват, ощущения при нажатии кнопки спуска, меню, огромное количество кнопок, благодаря которым не нужно лазить в меню. Это только одна из причин, но очень важная. Кому-то больше нравится эргономика Кэнона, и это его выбор.

Ну трепет, и что? Ведь все фотоаппараты — куски пластика.

Так, да не так. Прежде чем покупать технику, попросите её у друзей и знакомых, подержите в руках, пощёлкайте кнопочками. Вы увидите, как сильно отличаются ощущения между разными фирмами. Не ограничивайте себя, сходите в фотомагазин и потрогайте руками современные беззеркальные фотоаппараты, попробуйте сделать несколько кадров. Смотрите Sony, Fujifilm, Olympus, потрогайте лейку и хассельбрад (ну а вдруг). Кому-то из вас придется по душе игрушечность Олимпуса, а кого-то впечатлят отточенные годами черты безликих черных профессиональных зеркальных камер. Кому-то понравится стилизованный под дальномерку Fuji, а кого-то зацепит среднеформатный Pentax. И это нормально!

Ладно-ладно! Сердцем я выберу, но ведь это не единственный критерий?

Действительно, не единственный. Помимо зова сердца, нужно немножко подключить рассудок и подумать, для чего вы всё-таки чаще будете использовать фотоаппарат.

И здесь всплывает ряд ограничений:

  1. Большие зеркальные камеры слабо подходят для стрит-фото, потому что привлекают к себе много внимания. Когда я снимаю на улице на Nikon D600 и объектив 24-70, люди оборачиваются даже с другой стороны дороги. Но стоит взять в руки Sony NEX с 16мм объективом-блинчиком, как я оказываюсь в шапке-невидимке. Меня просто нет! Всем плевать на эту маленькую камеру. К тому же, благодаря откидному экранчику, её не нужно поднимать перед лицом. Можно фотографировать от живота, глядя на экранчик вниз. И такая поза (пока ещё) не привлекает к себе особого внимания.
  2. Если вы состоите в богемной (читать с малороссийским акцентом) тусовке, то зеркальный фотоаппарат может «не зайти», а стильная беззеркалка в кожаном чехле выдаст в вас утончённую личность и ценителя прекрасного.
  3. Если вы собираетесь снимать репортаж (банкеты всякие, корпоративы), не тешьте себя иллюзиями: беззеркалка вам не подойдёт. Вам (по крайней мере, на конец 2016 года) по-прежнему нужна классическая зеркалка с хорошим автофокусом Моя градация от лучшей репортажной камеры к худшей:
    1. Nikon D5,
    2. Nikon D500,
    3. Nikon D4,
    4. Canon 1DX markII,
    5. Canon 1DX,
    6. Nikon D810 (хотя вообще-то он не репортажный, но автофокус хорош),
    7. Canon 5D mark IV
    8. Canon 5D mark III
    9. Nikon D7200
    10. Canon 7D mark II
    11. Nikon D750
    12. Все остальные фотоаппараты на текущий момент для качественного репортажа непригодны. Также в список не вошли камеры, вышедшие из продажи, такие как Nikon D3 и D700. У кэнона из того, что ушло из продажи, ни одной камеры с хорошим автофокусом нет.
  4. Если вы хотите заниматься исключительно творческой фотографией, портреты, студия и всякое такое, то с Никоном будет больше проблем в плане поиска цвета. Хотя плохому танцору… ну вы помните. Но всё равно имейте в виду, что у кэнона лучше обстоят дела с художественными объективами, чем у Никона.
  5. Если вам нужен только репортаж, задумайтесь хорошенько, так ли вам надо полный кадр, когда на рынке есть такие крутейшие кропы, как Nikon D500.
  6. Ну и ещё. Например, вы надумали фотографировать звёздное небо. Значит что? Значит вам не подойдет Олимпус (их матрицы шумят до сих пор дико), значит вам подойдёт Sony A7 и её вариации, ну или Nikon D810A (специальная крутая камера, воспринимающая инфракрасный спектр и здорово фотографирующая туманности). Если остановите выбор на соньках, подходящих для астрофото (серия A6000, A7, топовые NEX), готовьте мешок аккумуляторов: эти троглодиты, хоть и классно снимают звёзды, жрут аккумуляторы как не в себя. Это не относится ко всем сонькам*.
  7. Ещё ситуация. Вы хотите камеру для семьи, фотографироваться в отпуске, снимать ребенка, но вас дико возбуждают большие зеркалки.

    Задушите в себе гигантоманию хотя бы на 10 минут и подумайте хорошенько: часто ли вы таскаете с собой пару килограмм веса? Спокойно ли относитесь к рюкзакам и сумкам через плечо? Готовы ли на море сидеть у воды и сторожить большую чёрную камеру? А может, лучше купить беззеркалочку? Типа того же Олимпуса, с мгновенным автофокусом. Или соньку наподобие А6000. И вы просто будете брать его везде, и всё у вас получится. Не будете бросать дорогую игрушку дома, потому что от неё болит шея, и вообще, «ну нафиг в отпуске техникой рисковать». Нет, я не говорю, что беззеркалки дешёвые. Они в среднем дороже зеркалок. Но они маленькие, их проще спрятать в носок на берегу, и они не так привлекают внимание, как большой фото-кофр — непременный атрибут зеркалочника.* По поводу ёмкости аккумулятора на соньках. Как мне подсказал Владимир в комментариях, не у всех сонек с батарейкой плохо: Псевдозеркалка Sony A58, к примеру, имеет очень неплохой аккумулятор и находится по максимальному числу кадров примерно на уровне с её конкурентами от Никона и Кэнона. Точнее говорить сейчас сложно, попробую разобраться, и тогда внесу сюда корректировки. Так что смотрите количество мА/ч в описании аккумулятора, гуглите число кадров на одном заряде, и думайте :)

Потише! А что осталось-то? Ты мне все фотоаппараты исключил!

Так никто и не говорил, что будет легко. И не все исключил. Осталась пара-тройка вариантов, вот из них и выбирайте. Как? Очень просто. Возвращайтесь к пункту 1. Фотоаппарат должен нравиться. И читайте статью о выборе первой зеркалки.

13 ответов к “НЕ рациональные советы по выбору фотоаппарата!”

Песня) Жаль что сейчас 22-57 и фотомагазин не работает…Очень захотелось подержать в руках. Но я кажется уже поняла что мне нужно. Спасибо огромное за помощь и успехов в вашей работе.

Опять же смотрите. вы сравниваете заявленное кол-во кадров Sony с фактическим у Никона. Не совсем корректно, как мне кажется))

Не, я стремлюсь к объективности, поэтому и спрашиваю реальное количество кадров :)
Моя вина — я и не задумывался до сих пор, что соньковские камеры с прозрачным зеркалом могут в это правило не попадать.

Ну я сравнивал камеры из одной ценовой категории. Честно, пока не фиксировал, сколько кадров на одном аккумуляторе удается снять )) Просто вспомнил, что, когда выбирал первую камеру, пересмотрел кучу тестов, включая тесты на специальных забугорных сервисах — пофичевые такие сравнения(думаю, вы знаете) — там всегда сонька стабильно выигрывала именно в продолжительности жизни аккумулятора. То же самое говорили и люди, имеющие опыт работы с камерами из лагерей разных брендов.

Не соглашусь про Sony и аккумуляторы. Моя первая камера (она же пока единственная) — Sony A58. Аккумулятор ну о-о-очень живуч.
1650 мА/ч против 800 — 1200 мА/ч у Кенонов и Никонов из той же ценовой категории.

Я нашел в интернете информацию, что на одной зарядке камера делает 700 кадров. У никона с аккумулятором 900 мА/ч получалось 900 снимков. Сейчас у меня D600 и D7000, у них одинаковые аккумуляторы с ёмкостью 1900. Они на одном заряде делают 1800 кадров, если снимать нерегулярно, размазывая срок жизни батарейки на неделю. Если снимать репортаж безостановочно, то аккумулятора хватает на 2500 кадров. На Эльбрус я ходил с 3 аккумуляторами, первый из них разрядился через 5 дней, а у второго за 3 оставшихся дня ушло 3 деления из 5. Это при ночных съёмках и прочем.
К тому же, в статье я имел в виду беззеркалки (перечитаю потом, может внесу уточнения). Так вот, мой Sony NEX с новым аккумом на 900 мА/ч способен сделать 300-400 кадров, а при ночной съёмке и вовсе около 100.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.