Рубрики
Пейзажные фотографии Природа Фотоистории

Восхождение на Эльбрус с севера. Часть 2: акклиматизация.

В этой части вы узнаете о том, как мы проходили акклиматизацию и готовились к переходу в штурмовой лагерь на высоту 3800. Этот этап очень важен, т.к. от него зависит то, насколько хорошо организм адаптируется к высоте. При любых нарушениях процесса акклиматизации возможны проблемы со здоровьем, вплоть до срыва главного восхождения.

Другие части рассказа:

Итак, первый день в Джилы-Су состоялся, и мы разошлись по палаткам — спать. На этой стадии у многих городских жителей возникают проблемы: не всем привычна твердая «постель», когда бренные кости отделяет от земной тверди какой-то сантиметр пенного коврика. Многим беспокойно спится на новом месте, а крепкий и здоровый сон наступает только на третью-четвертую ночь — с привыканием (или смирением). У меня такой проблемы обычно нет: последние 6 лет я сплю на полу, поэтому приспосабливаюсь легко и быстро к любой, даже твердой и неровной поверхности. Многие решают проблему надувными ковриками, но лично мне такой выход не по душе. Как-то не по себе спать дома на твердом, а в походных условиях обеспечивать презренному телу неподобающий ему комфорт:)

Вторая проблема — холод, но здесь всё предельно просто: хороший спальный мешок и палатка с ветрозащитной юбкой. Мне в моем спальнике Tramp Oimyakon на высоте 2400 было жарко и душно даже при условии отсутствия у палатки ветрозащитной юбки. Приходилось открывать вентиляцию и приоткрывать вход в палатку, чем Антон был не очень доволен =) Дело в том, что он допустил небольшую ошибку — поехал в горы с летним спальником, из-за чего вынужден был все ночевки спать, одев на себя теплую одежду.

На первой ночевке мы получили команду «отсыпаться и бить баклуши», поэтому лагерь начал вылезать из палаток часам к девяти-десяти утра. С контролем времени в горах у меня все очень относительно: я выключаю телефон и забрасываю его куда подальше, поэтому никогда не знаю точное время. Впрочем, это не является проблемой: всегда можно сориентироваться по Солнцу или его отсутствию на небосклоне. Утром поели овсянки с сухофруктами и орехами, попили чаю из собранного по пути в базовый лагерь чабреца и бог-весть-каких-еще травок, привезенных с собой. Что интересно, в горах даже люди, привыкшие пить у себя дома исключительно сладкий чай, часто легко отказываются от сахара в кружке. Видимо, причиной тому резкая смена обстановки. Или сложности с мытьем посуды:)

В общем, после того, как все побили баклуши и позавтракали, мы выдвинулись на буровую скважину, чтобы попить нарзана. Перешли речку по камням, дошли до скважины, но оказалось (вот незадача), что скважина находится на другой стороне реки, которую просто так вброд не перейти. Какое-то время покружились вокруг в поисках вариантов переправы и отправились в обратный путь, напившись припасенной родниковой воды. Этот участок проходил с небольшим набором высоты, пришлось лишь немного походить по косогорам.

Дорога с буровой скважины в Джилы-Су

Вернувшись назад, мы обнаружили, что речка, которую мы прошли по камням, не намочив ноги, теперь разлилась, и пройти ее столь же легко и грациозно более не получится. Побродили минут 15 в поисках переправы, но так ничего и не нашли: мы оказались отрезаны от лагеря. Многим из нас не составляло проблемы перейти реку вброд: кроссовки и босоножки легко сохнут. Но у многих на ногах были трекинговые ботинки, мочить которые не стоит. А переходить довольно бурную реку босиком — не слишком безопасное для ног занятие. В общем, нашли два бревна и стали делать из них переправу. Поскольку я был в достаточно крепких и (как мне казалось по архызскому опыту) быстросохнущих кроссовках, я полез в воду и стал таскать камни, чтобы сделать подводные опоры для импровизированных бревен-мостов. Т.к. я был занят делом, фотографий процесса у меня нет. Но очень надеюсь, что в скором времени ребята поделятся своим материалом, тогда я смогу добавить в свою заметку отчет о том, как это происходило. Могу только сказать, что вода была весьма холодная, и долго стоять в ней желания не было. Но пришлось.

Все успешно переправились, рюкзаки и палки передали следом. Замыкал колонну идущих через реку Дмитрий. После такого приключения мы все-таки зашли в лагерь на поляне Эммануэля — переодеть подмоченную репутацию, перекусить подступивший легкий голод; дальше мы должны были выдвигаться с поляны непосредственно в поселок Джилы-Су, к минеральным источникам и водопаду Султан. Поскольку там я никогда раньше не был, мне было очень интересно. Ну просто очень! Маршрут от поляны не сложный, идет он с небольшим набором высоты и небольшим спуском (хотя это я так говорю теперь, побывав на восточной вершине, а в тот момент путь казался весьма тернистым и изматывающим). Начал накрапывать мелкий дождик, который не вселял особого беспокойства. Правда, было видно, что впереди, там, куда мы идем, стоит стена ливня. Постояли, подумали немного, — ливень рассеялся, и мы продолжили путь.

Здесь необходимо сделать отступление и заметить, что дождевик я с собой в горы не взял. Ну в самом деле, зачем дождевик, когда есть мембранная куртка? Да еще и лишний вес. Я ошибался, но об этом позже. По пути мы вновь прошли через шаткий мостик, который я описал в предыдущей части своего повествования. Теперь он уже не казался таким страшным, в основном благодаря пустым рюкзакам. Далее наша тропа лежала мимо Калинова моста, но на него зайти мы должны были на обратном пути. Без особых приключений дошли до массово-туристической части Джилы-Су, перешли перекошенный некогда автомобильный мост, я попил минералки, отмеченной как «желудочная». Много выпил, прям от души. Впоследствии я об этом пожалею, но пока что всё было хорошо. Очень интересная штука — газовая ванна. Я не знаю, что там за газ, но если нагнуться и открыть глаза, то их обжигает. Говорят, если сделать один полный вдох, теряешь сознание, а если два — мементо море. Я не стал проверять истинность этих предостережений, и сделал половину маленького вдоха. Легкие обожгло словно аммиаком, повторить не захотелось. Постояли, понасыщали кожу неизвестными теплыми испарениями… и пошел ливень. Выскочив из газовой ванны, мы залезли под козырек-раздевалку, оборудованный местной курортной мафией, и попытались спрятать замерзающие телеса от ливневых порывов. Помогало не очень, к тому же стало холодать. Дождавшись, пока порывы ветра прекратятся и ливень утихнет, мы повылазили из-под козырька и двинулись назад. Погода явно испортилась, опустилась низкая облачность, продолжал капать дождь. И тут-то выяснилось, что мембрана на 8000мм не может долго такое выносить. Где-то через час куртка стала промокать, и началась печаль-тоска. Идти-то еще долго!

Но мы вышли на Калинов мост, и я вам скажу, это круто! Мост природный, образовался он когда-то очень давно, когда каменный завал перегородил реку. Со временем на завале образовался слой почвы, выросли травы, а потом и люди натоптали тропу. Калинов мост — это природная каменная арка, которая висит над водой на высоте примерно 15 метров, а под ней шумит вода и, устремляясь вниз через расщелину, с грохотом падает вниз. Называется этот водопад «Султан».  К сожалению, здесь у меня снова нет ни одной фотографии, т.к. фотоаппарат лежал глубоко в рюкзаке, не желая быть промоченным. Забегая вперед скажу, что он все-таки промок. Внутрь фотоаппарата ничего не попало, но снаружи он был влажный — пришлось просушить. А вот отдельно лежащий фишай набрал воды по самую крышечку, из-за чего все оставшиеся дни я вынужден был его сушить всеми возможными способами, но так и не высушил до конца. Однако, в день отъезда я внезапно обнаружил, что он самоизлечился. Видимо, это был какой-то кармический узелок, который должен был не позволить мне делать виртуальные панорамы в этой поездке.

Вернулись в лагерь, переоделись в сухое, разложили мокрые вещи по углам, поужинали, стали ждать утренней жары. И спать. Пока мы шастали по дождю, в лагерь приехала наша Марина Кувичко с нашим гидом Леонидом. Я ей немного завидовал, ведь она была сухая:)

Так закончился наш первый день акклиматизации, отчего-то он потребовал очень большого количества слов. Выводы первого дня:

• Все вещи в рюкзаке должны быть упакованы в целлофановые пакеты.
  • Запасных пакетов нужно иметь с собой много.
  • В летний дождь гораздо теплее и комфортнее идти в мокрых шортах и майке, чем в мокрых штанах, флисовой кофте и куртке
  • Горячий чай в термосе — Вселенское добро! Его много не бывает.

Второй день акклиматизации

В этот день мы должны были проснуться пораньше (дисциплина вступает в свои права), позавтракать овсянкой со сгущенкой, собраться и выдвигаться на каменные грибы. Быстро собраться не у всех получилось, поэтому вышла некоторая заминка. Вообще умение быстро упаковывать в рюкзак все необходимое приходит со временем, и через три-четыре дня все собирались и готовились к выходу уже гораздо оперативнее.

_DSC3562

Сразу после выхода из лагеря Леонид провел с нами занятие по хождению с палками, подъемам, спускам, показал базовые принципы скалолазания. Лично мне почти всё это пригодилось в будущих наших передвижениях по склонам Эльбруса. А та скалка, на которой мы тренировались — пусть и небольшая, но в обычной своей гражданской жизни я б на нее не полез. А тут оказалось — легко. Дальше был поход на Грибы, несложный, но довольно затяжной. Мы шли через Немецкий аэродром, окруженные со всех сторон облаками, и мне казалось, что нет края этой серой травянистой пустыне. Но край был. За аэродромом начался подъем в гору, на котором я тренировался ставить трекинговые палки в правильной последовательности и не путаться в руках.

Многоплановый снимок на грибах
Дима что-то объясняет Марине, Генриетта смотрит на Диму, Марина смотрит на Виктора, Виктор лезет на гриб, Леонид руководит, Рома подсказывает

Потом снова были ровные участки, потом сыпучие склоны, и мы как-то довольно легко и быстро вышли на Грибы. Вначале накрапывал дождик и дул ветер, мы устроились под одним из грибов на привал, перекусили орехами, курагой и шоколадом, а погода тем временем улучшилась, выглянуло Солнце, и дальше мы просто нежились, лежа на земле и впитывая солнечный свет, которого очень не хватало после вчерашнего промозглого дня. Затем — спуск с грибов, базовый лагерь, бытовые дела, стирка-сушка одежды, гречка на ужин, сон.

Цветы альпийских лугов на высоте 3000
Каменные "Грибы" на северном склоне Эльбруса
Каменные «Грибы» на северном склоне Эльбруса
Каменные грибы Джилы-Су

_DSC3582

Вся наша группа, кроме меня
Вся наша группа, кроме меня — с видом на север

Но я забыл рассказать, что весь этот день меня мучил желудок: тошнота, легкие спазмы, отсутствие аппетита. Еду приходилось буквально запихивать в себя, по всему это было похоже на горную болезнь. «Не рановато ли на 2500?», — думалось мне. Но есть у меня подозрения, что причиной тому могла послужить вкусная и нежная «желудочная» минералка. Ночью боль и тошнота отпустила, утром я почувствовал то же самое. Поел через силу овсянки, тошнота усилилась. Дмитрий и Генриетта настояли, чтобы я съел аскорбинку сразу после еды, и — о, чудо! — тошнота начала быстро проходить, и исчезла совсем. У меня снова появилась радость к жизни. Забегая вперед, замечу, что впоследствии ни малейших признаков горняшки я у себя не заметил.

Выводы второго дня

• В таких поездках хорошо бы иметь две пары ботинок: легкие гортексовые для акклиматизации и походов «вокруг пня» и тяжелые с гортексом или без, но пригодные для длительного пребывания на сильном холоде. Так получилось, что у меня были только средние, в которых я и проходил акклиматизацию, и штурмовал восточную вершину. Все прошло хорошо, я не обморозился, но с сушкой единственных ботинок приходилось сильно помудрить. Об этом я расскажу в одной из следующих частей своего рассказа.
  • Аскорбинкой пренебрегать нельзя! Для здорового взрослого человека 3 таблетки после завтрака — добро. А еще хорошо поднимает настроение янтарная кислота.
  • Вспененный подпопник надо иметь! На него всегда можно приземлиться и отдохнуть. Я садился на собственный рюкзак, но это не всегда возможно: в нем может лежать фотоаппарат, термос, очки, и все это не очень хочется раздавить.

Третий день

На третий день была запланирована заброска провизии, ледорубов, кошек и другого снаряжения, в котором не было нужды в базовом лагере. Позавтракав, мы выдвинулись на 3800. Но это не те 3800, через которые обычно ходят северные восхожденцы. Мы шли тропой, которой в общем-то и нет. Следов людей на нашем маршруте почти не было, и только редкие каменные башенки — турики — подсказывали, что мы идем правильно.

Северо-восточные склоны Эльбруса
Северо-восточные склоны Эльбруса, вид на восток. Безжизненные морены перемежаются робкими островками растительности
Высота около 3000 метров, Эльбрус
Высота около 3000 метров, северо-восточные склоны Эльбруса. Внизу вьётся ледниковая речка.

Но Дима хорошо знает эту тропу, поэтому сомнений не было и быть не могло. Проходит она по совершенно невероятным, волшебным местам. Начинаясь довольно крутым подъемом от базового лагеря, она уходит в направлении северо-восточного склона Эльбруса. Травянистые склоны быстро заканчиваются, начинаются следы вулканической активности , разломанные в мелкую крошку горные породы, обилие пемзы, в низинах растет невероятно мягкий, упругий мох. Вплоть до высоты 3300-3400 растет ромашка. Оазисы, раскинувшиеся вдоль ледниковых ручьев, сменяются сухими и безжизненными моренами — участками, кажется, совершенно лишенными жизни. На нашем пути мы вышли на гребень, с левой стороны от которого видели пик Калицкого, часть Кавказского хребта и ледниковую реку, а с правой стороны пейзажи менялись с каждым километром. Так, по пути есть лазурное кратерное озеро, которое в дни наших первых подъемов еще не наполнилось водой. Но зато в день главного восхождения мы увидели со склонов Эльбруса, что это озеро оказалось заполнено чистейшей водой начавшего стремительно таять ледника. Это будет потом, а пока что мы шли на нашу высоту. Примерно после 3400 идти стало довольно тяжело, сказывалось отсутствие акклиматизации. К тому же, тропа наша сильно отличалась от кефирно-прогулочной, со слов Дмитрия она имеет категорию 1А. Это пусть и не бог весть что, но и не в магазин за хлебом сходить.

Панорама северо-восточного склона Эльбруса
Панорама северо-восточного склона Эльбруса, вид на восток
Нижняя часть ледника, скоро наш лагерь
Нижняя часть ледника, скоро поднимемся на наше место штурмового лагеря. Впереди, в облаках, скрыт Эльбрус
Вид на кратерное озеро, Эльбрус
Вид на кратерное озеро с тропы Фрилайн. На этом снимке оно еще не наполнилось водой, т.к. ледниковая река пока не открылась. В день нашего восхождения на восточную вершину река открылась, и мы увидели сверху уже наполненное изумрудно-голубое озеро.

_DSC3629

На 3800 мы вышли уже на морально-волевых качествах, изрядно измотанные. Попрятали под камни принесенную еду, ледорубы и кошки, и стали дожидаться остальных ребят, которые пошли немного другим маршрутом. Мы с Антоном успели вздремнуть, и здесь я впервые испытал это удивительное чувство, когда, казалось бы, стоит ненадолго закрыть глаза, как тут же начинают сниться сны.

_DSC3634

Указатели направления
А вот так выглядят наши «дорожные столбы» — турики. Идти первый раз по этой тропе самостоятельно, без гида, я бы не советовал. Правда, мало какие гиды знают ее. Тропа проложена клубом Фрилайн, и массовых толп туристов на ней нет. Как нет и мусора!

Правда, длилось блаженство недолго: теплый ветер скоро сменился холодным, морену заволокло облаками, и пошел небольшой град. Из-за этого пришлось, дождавшись ребят, почти сразу же собираться и выдвигаться вниз.

Альпийские ручейки и луга вулканических склонов Эльбруса
На высоте около 3000 метров встречаются живые и яркие уголки природы. Этот мох удивителен: он пружинит под ногами, создавая ощущение, схожее с невесомостью. И на нем совершенно не остается следов.
Коровы на склонах Эльбруса
Примерно на высоте 2800 и ниже пасутся коровы. Коров много.

Спустившись метров на 50, мы вышли из града и двинули дальше — вниз, домой. С полегчавшими рюкзаками, да еще и с горы, да еще и с увеличением атмосферного давления, с каждым километром идти было легче и легче. По сыпучим склонам хотелось бежать как на лыжах, отталкиваясь палками и проскальзывая каждый раз по метру. А потом был снова туман, мы немного поблуждали, но вышли в базовый лагерь. Дальше был ужин и сон. Но в этот раз, уставшие и подзамерзшие, мы завалились в кафе Ослик и совершенно нагло наелись там, вопреки всем традициям автономной альпинистской жизни. Было вкусно:)

И вот здесь я впервые опробовал технологию сушки вещей в спальном мешке, положив недосушенное термобелье себе в ноги. К утру всё было сухое! А спальный мешок пошел на просушку, став влажным. На следующее утро нам предстояло собрать весь лагерь, сложить палатки и нехитрый скарб, и выдвигаться на штурмовой лагерь — на нашу морену.

Выводы третьего дня

• Аскорбинка хорошо идет не только после завтрака. Когда становится тяжело при наборе высоты, кислая таблеточка может неплохо повысить мотивацию и настроение. Лимонный леденец тоже.
  • А вот шоколадные конфеты хороши только на привале, если их съесть во время ходьбы, то какое-то время идти не хочется совсем. То же самое с орехами.

Общий совет всем, кто собрался на Эльбрус. Не имея соответствующего опыта акклиматизации в горах, не пытайтесь действовать в одиночку, без опытного гида. И никогда не пренебрегайте парой-тройкой лишних выходов на высоту. Все наши маршруты Дмитрий и Леонид планировали исходя из самочувствия членов группы, настроения, погоды. В результате, на мой взгляд, все прошли очень хорошую акклиматизацию. Лично у меня после той тошноты горная болезнь не проявлялась ни разу, аппетит был прекрасный, физические кондиции в норме, настроение все дни приподнятое. Только высота 5621 немного скорректировала этот позитивный настрой, но и она не смогла заставить нас перестать шутить и радоваться всему, что происходило вокруг. После крепкого и здорового сна, но об этом — позже.

В предыдущей части своего рассказа я поведал о приезде в Джилы-Су и первом дне акклиматизации, а в следующей, скорее всего, расскажу о скалах Ленца и штурме Восточной вершины Эльбруса. К тому же, там будет (наконец-то!) несколько красивых пейзажных снимков.

Предыдущие части: 1: Джилы-Су, 3: Штурмовой лагерь, 4: Восточная вершина, 5: Возвращение.

10 ответов к “Восхождение на Эльбрус с севера. Часть 2: акклиматизация.”

Нет, трек никто не писал. Ведет она, действительно, не к приютам. Мы шли полностью автономно, в следующей части будут фотографии места установки штурмового лагеря.

Третья часть уже в общем и целом готова, фотографии обработал. Попытаюсь найти названия всех вершин, которые попали на фото, подпишу и выложу. С какой стороны пойдете, кстати?

«дождевик я с собой в горы не взял. Ну в самом деле, зачем дождевик, когда есть мембранная куртка? Да еще и лишний вес.»
В 80_х, путешествуя по перевалам Кавказа, маршрут (один из них), проходил через перевал Сончаро. Экипировка была вот такая. Балакиревский рюкзак, палатка — брезентуха, и прочие тур-продукты! Одежда, куртка (штормовка), прорезиненная изнутри, и присыпанная тальком. Выворачивали куртки наизнанку когда шел дождь, чтобы влага по резине стекала!!!

Мембрана на 10000 мм. «Waterproofness», большой вопрос! Дождевик не помешает, когда дождь шпарит стеной!