Рубрики
Копилка опыта Советы начинающим фотографам Статьи

Почему не нужен HDR?

Некоторое время назад участвовал в интернете в дискуссии о HDR, блендинге экспозиций и расширении динамического диапазона, об чём я считаю необходимым высказаться, ибо существует некоторое недопонимание в данной области.

Что такое HDR?

HDR = High Dynamic Range, или высокий динамический диапазон. Строго говоря, это определение характеризует даже простую фотографию, сделанную в формате RAW на какой-нибудь топовый фотоаппарат, и грамотно вытянутую. Под определение HDR попадают, например, вот такие снимки:

HDR фотография
HDR фотография

Фотография сделана на Nikon d600 в RAW формате, после чего из одного снимка были дико вытянуты тёмные и светлые участки. В итоге детали сохранены во всём диапазоне, и снимок как бы попадает под формальное определение HDR. Но отчего же тогда споры?

Дело в том, что массовое распространение HDR происходило в то время, когда мало у кого были камеры с широким динамическим диапазоном, но в фотошопе функция смешивания изображений уже была. Равно как был уже Photomatics, который позволял точно так же объединять изображения.

И вот тогда в наших головах укоренилось твёрдое мнение, что HDR это такой термоядерно-цветасто-вытянутый снимок, и начались споры, что вон то HDR, а вот енто не-HDR. Прошло некоторое время, мода на термояд прошла, и появился иной подход к HDR — Exposure Blending, Exposure Fusion, или смешивание экспозиций. Отличался он тем, что позволял смешивать несколько изображений, усредняя яркость, но не поднимая насыщенность цветов и не меняя оттенки полутонов. Строго говоря, это тоже был HDR, но с другим алгоритмом.

Тогда же фотографы начали (на словах) разделять эти два подхода на:

  • TRUE HDR — расширение динамического диапазона с увеличением насыщенности
  • EXPOSURE BLENDING — расширение динамического диапазона без увеличения насыщенности.

Определения несколько упрощённые, но достаточные.

Чем отличаются HDR и Exposure Blending?

Возьмем три исходных файла, снятые с разницей в 2 стопа (0EV, -2EV, +2EV). В первом кадре пропали детали на небе, во втором на земле, а в третьем хорошо прорисованы тени:

Темный кадр EV-2
Темный кадр EV-2
Средний кадр EV 0
Средний кадр EV 0
Яркий кадр EV+2
Яркий кадр EV+2

Смешаем файлы в режиме классического HDR. Делать эту операцию я буду в PTGUI, т.к. никакого другого ПО для HDR у меня нет :(

К тому же, ptgui очень крутая штука, панорамы позволяет шить, например.

Снимок в чистом HDR
Снимок в чистом HDR

Полученный результат очень похож на то, что получалось в незапамятные времена в Photomatics. Отсутствуют тени и яркие тона, цвета довольно насыщенные. В Ptgui, в отличие от photomatics, не появляется избыточная зернистость.

Попробуем теперь смешать 3 файла в режиме Exposure Fusion (то, о чем я говорил):

Снимок с блендингом экспозиций
Снимок с блендингом экспозиций

Как видите, отличие от классического HDR в том, что есть попытка сохранить реализм.

Особенно это актуально при съёмке интерьеров. HDR:

Снимок в чистом HDR
Снимок в чистом HDR

Возможно, многим понравится верхний вариант. Но он абсолютно нереалистичен: нарушена яркость и цветность объектов. Второй гораздо реалистичнее, и после небольшой доработки кривыми из него получается коммерческая картинка, которая уже сейчас пользуется бОльшим спросом у заказчиков, чем термояд на фото выше.

Смешивание экспозиций:

Снимок с блендингом экспозиций
Снимок с блендингом экспозиций

Оба варианта сделаны в PTGUI с настройками по умолчанию.

Позвольте промежуточный вывод

Для себя я решил, что смешивание экспозиций мне нравится больше, и полностью отказался от true HDR. А в последние года три вообще почти перестал снимать несколько кадров и объединять их, мне хватает простого и банального RAW файла, из которого я вытягиваю все соки. Правда, такое экстремальное вытягивание возможно не на всех фотоаппаратах.

Делаю я это примерно так. Осторожно, очень длинное и медленное видео с кучей пояснений и комментариев, зато всё разжёвано и в рот положено:

Про послойное смешивание в этом посте рассказывать не буду, ибо долго, а мне надо паковать вещи, — завтра еду домой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.