Меня зовут Павел Богданов, и мой основной вид деятельности — фотография в детских садах. Я работаю там, где родители не бывают: на детских занятиях, физкультуре, прогулке… Самостоятельно провожу детям игры, придумываю весёлые фото-задания, а в итоге получаются живые снимки, которые хочется разглядывать. Самое главное в моём подходе к фотографии — контакт с детьми, тёплые и дружеские отношения, весёлая игра. Из снимков создаются фотокниги выпускников, вот такие:
Такие фотокниги я делаю для детских садов
При этом развороты лишены фотошопных фотографий, избыточных мультяшных украшательств и прочего. Вместо этого каждая страница основана на снимках. И мне не приходится самостоятельно искать клиентов, потому что они находятся сами, в основном благодаря сарафанному радио.
Подробнее о фотокнигах я рассказал на отдельном сайте: Фотокниги выпускников детского сада.
Но сначала о тех проблемах, с которыми сталкиваются родители
Пришёл к детсадовской фотографии я не сразу: она саду раньше ассоциировалась у меня с суровыми дядьками-бомбилами, которые прочно связаны негласной договорённостью с заведующими, платят им откаты, а заведующие в обмен устраивают «добровольно-принудительные» продажи фотографий родителям. Просто родителя ставят перед фактом, что такого-то числа будет фотосъёмка, после чего фотограф делает по 1-5 фотографий каждого ребёнка в красивом платьице, вырезает его из фона, подставляет в невероятно красивую (по мнению фотографа) рамочку, распечатывает и отдаёт в детский сад. А далее педагоги предлагают родителям купить фотографии.
При этом цена за снимок обычно необоснованно высока, но родители всё равно фотографии покупают, зная, что в противном случае отпечатанные фото их детей окажутся на помойке, а этого никому не хочется. Практика показывает, что продажи фотографий при таком подходе достигают 80%. При этом, фотоматериал на выходе имеет достаточно посредственное качество, если не сказать хуже.
Красные, жёлтые, нерезкие лица, сомнительные ракурсы, отсутствие эмоций на лице ребёнка или просто напряжённая гримаса: «Отвалите от меня!» — вот всё то, что классический детсадовский бомбила делает в детских садах.
Именно по вышеназванным причинам я никогда и не помышлял попробовать работать в детских садах. Фотографировал репортажи на детских утренниках, снимал концерты, дни рождения в кафе и ресторанах, но в детские сады — ни ногой.
Всё переменилось, когда я случайно наткнулся на Youtube на видеоуроки по детской фотографии крутейшего детского фотографа и психолога с многолетним стажем Игоря Губарева. Первое видео, которое я отчётливо помню, было это:
https://youtu.be/XHM46qJL3aI
Отлично помню, как мене поразило, удивило, даже шокировало то, как легко, непринуждённо и весело Игорь фотографирует детей, как он входит к ним в доверие и преодолевает скромность, излишнюю буйность, неконтактность детей. Стало очень интересно.
Поэтому я нашёл все видео Игоря, которые можно было обнаружить в сети. Большинство из них были размещены не на канале Игоря. Надо полагать, во многих случаях не с согласия Игоря. Что лишь способствовало моему рвению. Просмотрев всё что мог за одну неделю, я загорелся мыслью: хочу так же фотографировать детей! Хочу делать фотографии весело и играючи, хочу заниматься этим постоянно.
Тогда же я записался на мастер-класс Игоря в Санкт-Петербурге, и тогда же начал эксперименты с игровой фотографией. Первым ребёнком, которого мне довелось фотографировать, был Вася. Васе в тот день исполнилось три года, его постоянно поздравляли и отвлекали. Тем не менее, получилось установить какой-то контакт и сделать несколько фотографий.
Я и дальше продолжал искать детей, экспериментировать и фотографировать, напрашивался в качестве фотографа на детские мероприятия, играл с детьми друзей. Появились первые съёмки в детских садах, и вот тогда я окончательно понял, что это моё!
Главные идеи, которые остались у меня в голове:
- Не нужно навязываться. Нужно фотографировать так, чтобы родители сами привели вас в детский сад.
- Надо учиться работать с детьми с позиции аниматора, психолога и педагога, а не фотографа.
- Дети должны забыть, что их фотографируют!
- Нужно всегда оставаться человеком.
Опираясь на эти простые принципы, я сумел найти первые заказы на съёмку в детских садах, отсняв буквально за первые два месяца работы восемь детсадовских групп. Быстро получилось создать первое портфолио.
На этой стадии оказалось, что работать с группами детей всегда веселее, проще и продуктивнее, чем с одним ребёнком. Оказалось также, что Игорь прав на 100%: родители не должны присутствовать на фотосессии!
Поначалу было очень тяжело: приходилось учиться множеству психологических приёмов, вести работу над ошибками, тщательно планировать каждую новую съёмку, анализируя все предыдущие. Но уже с первой самостоятельной съёмки я понял главное: мне безумно нравится! Уходя из детского сада после шести часов работы, я чувствовал себя вымотанным, выжатым, но очень счастливым и довольным. С каждой новой съёмкой результат становился лучше, усталость меньше, а радости процесс доставлял больше и больше. Скоро я начал делать фотокниги выпускников, и создал для них отдельный сайт.
Каждый раз, возвращаясь на метро домой, я анализировал прошедшие часы работы, прокручивая в голове сильные и слабые стороны прошедшей съёмки, и делал в голове пометки:
- Здесь перегрел детей, нужно было немного остудить
- В тот момент нужно было привлечь их внимание играми на внимательность
- Пристройка должна быть короче
- Портреты нужно делать намного быстрее
- Родителей нужно инструктировать, чтобы по возможности приводили своих детей раньше обычного
- Свободный зал физкультуры надо согласовывать заранее
- …
Моментов этих было чрезвычайно много, но я очень быстро корректировал свои ошибки.
Таким образом, за 2 месяца мне удалось более-менее выработать алгоритм съёмки и приёмы взаимодействия с детьми, выяснить типы фотографий, которые пользуются наибольшим «спросом». Первые съёмки я делал одним прокатным объективом Nikkor 24-70, но за два месяца у меня получилось скопить на собственный 24-70 и 80-200 2.8. Вернее, я изначально немного залез в долги, но за один месяц их отдал. Тем временем, сезон закончился, и у меня уже роились идеи на следующий год. Я занялся отдельным сайтом по фотоальбомам fotoigra.com, начал писать статьи по детской фотографии, стал делать некоммерческие игровые съёмки с детьми 6-7 лет. Сделал группу в контакте.
Благодаря статьям о детской фотографии, мой сайт выстрелил в поиске по некоторым ключевым запросам, и ко мне стали приходить заказы на репортажную съёмку, которые очень существенно помогли в конце мая и июне. Благодаря другу и фотографу Роману Барабонову, получил ещё несколько заказов на репортажную и концертную съёмку. В общем, понеслось. Но я отвлёкся от фотографии в детских садах.
Самое главное, что меня мотивировало всё это время, — благодарность довольных родителей.
Когда люди говорят спасибо за проделанную работу, когда звонят, чтобы отблагодарить и сказать, как довольны снимками, это дорогого стоит. И даже если сильно устал из-за обилия работы и плотного графика, ощущение своей нужности оправдывает все трудозатраты!
Продолжение следует.
А пока я делаю фотокниги в детские сады:
Контакты
- Я живу в Санкт-Петербурге, недалеко от метро Академическая.
- Примеры моих фотографий в детских садах здесь
- Больше информации о фотокнигах, цены фотокниг выпускников и т.д. здесь.
- Чтобы получить образцы фотокниг или задать вопрос, можете позвонить на номер +7 911 167-00-76 или написать на почту [email protected]
5 ответов к “Как начать фотографировать в детских садах? Личный опыт.”
Планирую купить Canon eos 6 d wg! Какой объектив посоветуете для съемки в садах?
24-105 f4
Павел, отличная статья. Я хочу развиваться как детский фотограф и мне было очень полезно почитать, хотя снимаю в основном пока дни рождения. В других статьях Вы писали, что владеете d7000, он подходит для детского репортажа? Мой d3300 часто не успевает сфокусироваться и мажет. На распашных съемках проблем нет.
Здравствуйте! Д7000 по автофокусу справится, я пару съёмок им сделал (когда подвел д600), но важен хороший объектив. Например, родной 17-50 2.8.
Так должно быть во всем!