Привет! Вы видели в интернете подобные фотографии цветов, где капли воды искрятся и светятся. Но как они делаются?
Я не буду затрагивать технические аспекты макро-съёмки (вкратце — подойдёт почти любая камера, и даже айфончиком можно попробовать). Вместо этого расскажу свой опыт ловли бликов. Кроме того, сразу оговорюсь, что физик из меня так себе. Но некоторый опыт есть, и, надеюсь, он многим пригодится.
Вот как выглядит пролеска в каплях воды в обычную пасмурную погоду:
Вроде бы мило, но, согласитесь, ничего особенного в фотографии нет.
Прежде всего, давайте вспомним оптические свойства капель воды. Они, если предельно упростить предмет, представляют собой двояко-выпуклые линзы, которые проводят через себя и фокусируют свет, причём фокусное расстояние у всех капель будет примерно одинаковым. А это значит, что свет, проходящий через каплю, будет фокусироваться в точку на некотором расстоянии от неё и создавать иллюзию яркого точечного блика. Отсюда есть 2 вывода:
- Свет не должен светить сверху. Поясняю: свет, падающий сверху, будет фокусировать солнечные лучи внизу, т.е. на листиках растения. Красиво смотреться на фотографии такие капли не будут. Кстати, именно полуденный свет в южных регионах способен причинить растению ожоги, имейте это в виду.
- Подобрав правильное расстояние до своего цветочка, вы сделаете его наиболее ярким и выделяющимся на фоне, т.к. именно его капли будут наиболее точно фокусировать проходящий через них свет на объектив вашей камеры.
И вот вы уже знаете половину рецепта: нужно поместить источник света с одной стороны, фотоаппарат с другой. Иными словами, цветок находится между вами и Солнцем. При этом желательно, чтобы Солнце не было видно в объективе, а вместо него на заднем плане был бы какой-нибудь разнородный цветной фон. Посмотрите на эту схему, и всё станет немного понятнее. Зелёными линиями отмечен угол обзора вашего фотоаппарата.
Кроме того, нужно подобрать расстояние от камеры до объекта (цветка) — если вы слишком далеко, капли будут не так ярко выражены, а если слишком близко, то глубины резкости может не хватить. Я фотографировал эти снимки на Tokina 100 2.8 macro в связке с Nikon d600, и в моём случае расстояние до цветов было оптимальным, при условии что размер объекта не превышал 10-12 см в высоту. Если у вас макро-объектив с фокусным расстоянием 40-60мм, результат будет отличаться — боке заднего плана станет более резким. Тем не менее, капли должны получаться неплохо. Но вот если у вас есть псевдо-макрик (например, телевик, фокусирующийся с метра), то вряд ли капли получатся достаточно хорошо — снимая их с большого расстояния, вы не получите сфокусированные блики.
Опытным путём я пришёл к выводу, что лучше всего капли бликуют, если фотографировать цветы с 15-40 сантиметров.
Дальше надо позабозиться о нужной вам глубине резкости. Снимая своим объективом цветы, я прикрывал диафрагму до значения f/11-13. Если открыть её шире, ГРИП получалась очень маленькая, в неё толком ничего не попадало. Для более широкоугольных объективов (40-60мм, например) диафрагму можно открыть чуть шире, т.к. там ГРИП больше. В любом случае, для макро этот параметр скорее экспериментальный. Готового рецепта нет.
Ну и напоследок, вам понадобятся капли. Конечно, можно дождаться, когда пройдёт дождь и выглянет Солнце, но есть варианты попроще:
- При съёмке в дождливую пасмурную погоду вместо Солнца можно светить мощным фонарём (700 люмен и больше). Фонарь также поможет точнее фокусироваться. Именно поэтому я не люблю вспышку — когда она находится позади объекта, она не помогает фокусировке.
- При съёмке в солнечную погоду можете взять с собой брызгалку и литр-полтора воды. Пшикаете на свой цветочек, заливаете фон позади него, ну и фотографируете =)
Для этой фотографии я как раз использовал брызгалку. Распыляя мелкие капли, фотографировал цветы по описанной выше схеме. Таким образом, все эти взвешенные в воздухе брызги стали видны.
Для этой фотографии я использовал мощный фонарь на 1000 люмен, который был установлен, как нарисовано на схеме выше. Объектив Tokina 100 2.8 macro, фотоаппарат Nikon d600, f13.
А в этом кадре вы можете видеть и сам фонарь, находящийся позади цветка — он попал в кадр в верхнем правом углу. Благодаря этому, удалось добиться таких ярких и сфокусированных бликов от каждой капли. Количество лучиков на каплях соотвествует форме фонаря (он был восьмигранный). Для подобных кадров передняя линза вашего объектива должна быть идеально чистой, а сама линза качественной, иначе получите много лишних некрасивых зайчиков.
Кстати, если хорошо забрызгаете задник, получите отличное фоновое боке в виде кучи капель. Смотрите только, чтоб главный герой не потерялся на таком ярком фоне.
Лучше отправляться на такую съёмку в очень практичной одежде (например, камуфляж), ибо ползать придётся на карачках и лежать на пузе.