Рубрики
Статьи Уроки по созданию панорам

Как сделать цилиндрическую панораму без панорамной головки

Оптимизация панорамы

После установки вертикальных направляющих необходимо произвести оптимизацию панорамы. В верхней части окна PTGUI выберите вкладку Optimizer:

Оптимизатор PTGUI

 

Здесь также есть свой расширенный режим, но на данном этапе мы в эти дебри не лезем. Нажмите кнопку Run Optimizer, и через несколько секунд увидите примерно следующее:

Результаты оптимизации

Прежде всего нас интересует пункт very good, что означает очень хорошую точность сборки. Во вторую очередь посмотрите на пункты Average control point distance (чем меньше, тем лучше) и Maximum control point distance (плохо, когда это значение больше 3).

Откройте Редактор Панорамы (Panirana Editor), и увидите, что горизонт больше не скручен, здания не падают, и вообще всё неплохо:

Горизонт ровный

В этом окне есть кнопки выбора проекции — плоскость, цилиндр и сфера. В данном случае я выбрал сферическую проекцию, как менее других искажающую пропорции.

Вскользь тему оптимизации я затрагивал в первом выпуске Азбуки, но сейчас пришло время поговорить о контрольных точках подробнее.

PTGUI генерирует контрольные точки, основываясь на похожих областях разных изображений, и каждой точке присваиваются координаты X и Y для каждого из двух соединяемых кадров. Затем на основе расположения точек PTGUI создаёт для себя математическую формулу, по которой выравнивает дисторсию объектива. И не имеет никакого значения, каким объективом снята панорама — супертелевиком, ультрашириком, 100мм портретником или рыбьим глазом с углом обзора 190 градусов. PTGUI для любого из этих объективов выведет формулу, руководствуясь лишь информацией, полученной при генерации контрольных точек.

После того как формула выведена, программа проводит первую оптимизацию контрольных точек, сверяясь с тем, насколько точно они удовлетворяют математической формуле корректировки дисторсии объектива. При этом производится коррекция расположения контрольных точек, но одновременно вносятся поправки в формулу, и в результате оптимизатор «отбраковывает» какое-то количество точек, присваивая им большое значение сдвига (ошибки). Точки, имеющие большую ошибку, необходимо удалять. По моему опыту — чтобы добиться идеальной сборки панорамы, обычно приходится удалить от 20% до 30% всех контрольных точек.

Итак, давайте просмотрим и удалим «ненадежные» контрольные точки. Нам понадобится таблица контрольных точек. Вызвать ее можно из строки меню: Tools — Control Рoint Table, но я во всех случаях предпочитаю пользоваться горячими клавишами, и таблицу удобнее всего вызывать комбинацией CTRL+B.

Таблица контрольных точек

Контрольные точки в таблице можно сортировать, нажимая на заголовки столбиков. Более остальных востребована сортировка по уровню погрешности (Distance), ведь с помощью нее можно легко отсортировать плохие точки. В данном случае максимальная погрешность составляет 7.8, и это никуда не годится. Выделите все точки с погрешностью 5 и выше, затем нажмите клавишу Delete. Затем вернитесь в главное окно, выберите вкладку Optimizer и запустите оптимизацию. После этого снова откройте таблицу точек и удалите самые плохие. Сделав так несколько раз, вы можете добиться очень, очень высокого качества сборки панорамы, пусть даже далеко не идеальной (к сведению, приведенная мною в качестве примера панорама снята с рук). В идеале старайтесь добиваться, чтобы средняя погрешность стремилась к 0.5-0.9, а максимальная не превышала 2-3.

Однако, если панорама снята из рук вон плохо, то после нескольких таких оптимизаций она вообще может остаться без контрольных точек, что не есть хорошо. Поэтому действуйте осторожно.

Итак, вы провели несколько оптимизаций, получили результат Very Good, а средняя ошибка вас устраивает. Теперь можете посмотреть на панораму в Редакторе Панорамы (Panorama Editor), чтобы избежать недоразумений:

Горизонт ровный

Убедившись, что мир не перевернулся с ног на голову, перейдём во вкладку Exposure/HDR, которая отвечает за расширение динамического диапазона и смешивание брекетинговых кадров. Найти вкладку можно в верхней части главного окна программы.

Exposure-hdr

Нажав на кнопку Fusion Settings…, вы можете перейти к настройкам смешивания экспозиций. Пока что я оставлю это окно без комментариев, ограничусь лишь небольшим советом: не стоит слишком сильно сдвигать ползунки со своих мест :)

Exposure-fusion

Закончив все указанные выше операции, можете переходить к самой последней вкладке главного окна — Create Panorama.

Остаётся лишь экспортировать готовую панораму.

8 ответов к “Как сделать цилиндрическую панораму без панорамной головки”

Небольшой комментарий
Обычно при использовании Photoshop при создании панорамы идут в меню:
File->Automate->Photomerge, но есть еще вариант использования Camera Raw. В этом случае, после выделения фото, кликают ПКМ и появляется меню, в котором присуствует пункт : Merge to Panorama. Мне показалось, что этот способ дает лучший результат, чем Phtoshop. Сссылка на этот вариант

Да что вы говорите))
Во-первых, команда Автопано послала своих покупателей и закрыла проект.
Во-вторых, автопано обладает едва половиной возможностей PTGUI :)

Добрый день Павел, а где же самое интересное — сборка панорамы? Ведь именно это самое сложное. Я вот очень редко получаю панорамы без засечек ( некорректно склеенные части), а как этого избежать или исправить нигде не нашёл. Думал у Вас будет пояснение, но нет, третья часть — сборка — удалена :-)))))

Все время сшиваю панорамы в фотошопе, но часто он не справляется…. Спасибо за уроки! Буду учится!

Всё доступно и понятно) Конечно, из-за объёмов всю информацию воспринять разом сложновато, но по-другому никак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.