Рубрики
Статьи Уроки по созданию панорам

Как сделать цилиндрическую панораму без панорамной головки

Здравствуйте, друзья! Готов четвёртый выпуск панорамной азбуки. В нём я расскажу вам, как сфотографировать цилиндрическую панораму с углом обзора 180 градусов без панорамной головки, конвертировать файлы в Adobe Lightroom и склеить панораму в PTGUI. Вам потребуется:

  • Любой фотоаппарат, отвечающий требованиям, описанным во втором выпуске.
  • Штатив
  • Программа для конвертации RAW файлов, в моем случае Adobe Lightroom
  • PTGUI, программа для сборки панорам
  • Также вы можете скачать исходные файлы и работать с ними.

Важное замечание! Если вы снимаете в JPEG, либо ваш фотоаппарат просто не поддерживает RAW, то Lightroom вам не нужен, можете пропустить всё, что с ним связано.
[widget id=»text-32″]
Большинство картинок кликабельны! Чтобы разглядеть их, нажимайте левой кнопкой мыши.

1. Съёмка цилиндрической панорамы

Поскольку в данном уроке речь идёт о съёмке панорамы без специализированной панорамной головки, советую избегать попадания в кадр близких объектов. Если в вашей панораме будет только дальний план, то параллакс не вызовет никакого дискомфорта, и всё отлично соберётся.

Выйдите на место, установите штатив, закрепите на нём фотоаппарат, установите все необходимые настройки (см. как настроить камеру). Отключите автофокус.

Затем поверните камеру к исходному кадру. Давайте договоримся считать исходным кадром левый нижний. В этот момент нам с вами нужно определиться, какую компоновку кадра выбрать — вертикальную или горизонтальную.

На первый взгляд, вам может показаться, что для горизонтальной панорамы логично использовать горизонтальную компоновку. Но не торопитесь: если в кадр попадают малоконтрастные области, например, ясное небо, водная гладь или однотонная стена, то могут возникнуть проблемы при склейке кадров. Поэтому вам для начала нужно чётко представить себе композицию и границы будущей панорам. Панорама так же, как обычная фотография, должна быть гармонична и обязана вызывать у зрителя желание разглядывать её. Часто необходимо добиться того, чтобы небо занимало от 1/3 до 2/3 вашей фотографии (золотое сечение, помните?). Но небо (даже облачное) не является хорошей областью для генерации контрольных точек (о контрольных точках см. первый выпуск Азбуки). Панорамный софт не может хорошо и точно расставить контрольные точки по небу, поэтому вам необходимо добиться, чтобы в каждом кадре была земля, в идеале с контрастными элементами, в идеале не менее 30%.

Если у вас получается захватить достаточно земли и неба, а в верхний ряд кадров попадает не менее 30% земли при горизонтальной компоновке кадра, то всё хорошо, снимайте горизонтально. Если вы выставили камеру с 30% охватом земли, а желаемая область неба не поместилась, то придётся развернуть камеру в вертикальное положение. Аналогично необходимо поступать при съёмке интерьеров с гладкими стенами.

Итак, вы выставили штатив, навели камеру на нижнюю левую часть композиции, сделали снимок. Далее поверните камеру вправо по горизонтали таким образом, чтобы она захватила не менее 30% области предыдущего снимка (сделайте нахлёст в 1/3 кадра) и нажмите кнопку. Продолжите делать кадры, поворачивая камеру направо. При необходимости верните фотоаппарат в исходную позицию, наклоните её вниз или поднимите вверх, затем снимите ещё один ряд. Нахлёст между рядами должен быть не менее 30%, а на пересечении рядов должны обязательно встречаться контрастные объекты. Таким образом, вы можете делать многорядные панорамы.

Если в сцене присутствуют большие перепады яркости, вы можете использовать брекетинг. О нём я говорил в предыдущих выпусках моей Азбуки. Как поступить в этом случае?

Ничего сложного нет:

Съёмка панорамы с брекетингом

Установив камеру в исходное положение и, выставив все параметры, включите брекетинг (например, 3 кадра с шагом 2ev, или 2 стопа — на экранчике это будет выглядеть как -2…0…+2), и сделайте вместо одного снимка сразу три, не меняя положение камеры. Затем переходите к следующим кадрам, как это описано выше, но только теперь в каждом положении вы будете делать три снимка — средней яркости, тёмный и светлый.
[widget id=»text-32″]
Завершив съёмку, просмотрите полученные кадры, при необходимости увеличивая изображение до 100%. Один случайно испорченный снимок может привести к тому, что придется переснимать все остальные. Поэтому не двигайте штатив до тех пор, пока не убедитесь, что всё получилось.

Далее вы должны перенести готовые снимки на компьютер и склеить из них панораму. Для примера я сделал панораму в санатории Горячий Ключ в Пятигорске. С точки зрения художественной ценности — ничего особенного. Однако, в качестве иллюстрации вполне сойдёт. Съёмка велась на Nikon d600, фокусное расстояние 22мм, панорама снята в 2 ряда. Причем очередность рядов я не соблюдал, но это не имеет никакого значения. Также при съемке использован брекетинг экспозиций: 2 кадра, один с нейтральной яркостью, второй на 2 стопа ярче. Но не торопитесь: прежде чем перейти к сборке панорамы, мы должны подготовить наши исходные кадры.

Если вы снимаете в JPEG, то можете пропустить эту часть и сразу переходить к сборке панорамы в PTGUI.

2. Обработка RAW файлов.

Обработка RAW файлов для панорамы мало отличается от обычной. Тем не менее, есть некоторые особенности.

  • При работе с исходными кадрами для вашей панорамы вы не можете применять к ним виньетирование, т.к. PTGUI всё равно будет с ним бороться при склеивании кадров, и качество ваших картинок неминуемо упадет.
  • Большая часть параметров применяются ко всем исходным кадрам одновременно, чтобы не было разницы в контрасте, насыщенности, балансе белого и т.д.

Я буду показывать обработку снимков на примере Adobe Lightroom. Сильно вдаваться в тонкости и подробности в рамках данной статьи не пока что не планирую, но основы покажу.

Итак, мы импортировали исходные снимки, и видим их в библиотеке (Library). Я сразу перехожу в режим Develop (обработка), открываю первый кадр, имеющий нейтральную яркость, выставляю для него Баланс белого (White balance) и некоторые другие параметры. В частности, немного «вытягиваю» тени и светлые участки (см. приложение к предыдущему выпуску о том, что значит «вытянуть два стопа»), поднимаю контраст и четкость (Contrast, Clarity), включаю коррекцию хроматических аберраций. Ниже два снимка, слева до коррекции, справа после.

Параметры Lightroom

После того, как к первому снимку применены все необходимые корректировки, я копирую их и применяю ко всем остальным. Чтобы скопировать настройки кадра, необходимо щелкнуть на его пиктограмме в нижней части экрана и выбрать пункт Настройки — Копировать настройки (Develop settings — Copy settings), а затем выбрать все необходимые пункты.

Копировать настройки

Если вы на некоторых кадрах применяли инструменты типа кисти или градиента, то копирование этих настроек может оказаться нежелательным, так что относитесь к этому диалогу вдумчиво.

Настройки изображения в лайтруме

После того как настройки скопированы, вы можете выделить щелчками мыши все нужные файлы в нижней части окна и применить к ним эти параметры, щелкнув на любом выделенном файле правой кнопкой мыши и выбрав пункт «Настройки — Вставить«, или «Develop Settings — Paste Settings«.

Убедившись, что настройки применились, можете экспортировать файлы. В какой формат сохранять — решать вам. Если стоит цель научиться, у вас очень слабый компьютер, либо если ваши исходники в формате JPEG и без брекетинга, то JPEG вполне сойдет. Но если вы снимаете в RAW или с брекетингом и хотите добиться хорошего качества, то TIFF 16 бит — ваш выбор. Этот формат позволит не потерять тонких цветовых переходов и не сделает голубое небо клетчато-полосатым.

Экспорт в лайтруме

На выходе мы получили TIFF файлы, которые уже можно отправлять в PTGUI и склеивать в панораму. Переходим к следующему пункту — сборка панорамы в PTGUI.

Исходные файлы панорамы

 

На этом этапе мы получили готовые к сборке снимки, и можем приступить к сборке панорамы в PTGUI.

8 ответов к “Как сделать цилиндрическую панораму без панорамной головки”

Небольшой комментарий
Обычно при использовании Photoshop при создании панорамы идут в меню:
File->Automate->Photomerge, но есть еще вариант использования Camera Raw. В этом случае, после выделения фото, кликают ПКМ и появляется меню, в котором присуствует пункт : Merge to Panorama. Мне показалось, что этот способ дает лучший результат, чем Phtoshop. Сссылка на этот вариант

Да что вы говорите))
Во-первых, команда Автопано послала своих покупателей и закрыла проект.
Во-вторых, автопано обладает едва половиной возможностей PTGUI :)

Добрый день Павел, а где же самое интересное — сборка панорамы? Ведь именно это самое сложное. Я вот очень редко получаю панорамы без засечек ( некорректно склеенные части), а как этого избежать или исправить нигде не нашёл. Думал у Вас будет пояснение, но нет, третья часть — сборка — удалена :-)))))

Все время сшиваю панорамы в фотошопе, но часто он не справляется…. Спасибо за уроки! Буду учится!

Всё доступно и понятно) Конечно, из-за объёмов всю информацию воспринять разом сложновато, но по-другому никак

Добавить комментарий для Виктор Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.