Как я летал на воздушном шаре.
В этом году у меня появилась возможность принять участие в фестивале воздушных шаров, который на этот раз проходил в Пятигорске. Мне давно хотелось подняться над городом, и всё сложилось просто лучше не придумаешь благодаря порталу timefree.me, который выступил инициатором и организатором моего полета и съемки. Сначала немного раздражала путаница: никогда неизвестно, откуда именно будут взлетать воздушные шары. Но позже я узнал, с чем это связано: с ветром. Каждый запуск воздушных шаров четко продумывается и выверяется по погоде (видимой и прогнозируемой). Вот и в день полета мы приехали в оговоренное время (к 15:30) в казахский санаторий под Бештау, и стали ждать.
У спортсменов было совещание, хотя совещанием его язык не поворачивается назвать. Ясно было, что эти люди — друзья, у них свой мир, свой язык, свои представления о жизни. Воздухоплавание — дорогой и трудно окупаемый (если вообще окупаемый) вид спорта. Необходимое оборудование стоит очень дорого, но согласование полётов со всеми инстанциями отнимает едва ли не больше денег. Хотя эти незначительные помехи для воздухоплавателей не играют никакой роли: главное это любимое дело, ощущение полета и свободы.
Примерно в половине пятого мы выехали дружной колонной. Никто никому ничего не объявлял, и место старта воздушных шаров по-видимому знали только в главной машине. Поэтому от колонны лучше было не отставать. Мы приехали на Ромашку, в Комсомольский парк. Запуск должен был произойти за кинотеатром Другар. Автомобили с прицепами разъехались по полянке, на несколько минут наступила пауза: судья и участники определяли направление ветра, запуская в небо надутый гелием шарик. Резиновое изделие взлетело почти вертикально вверх: было безветрие, по крайней мере у земли. Значит, полёт будет спокойный.
Пока шли приготовления, команды разворачивали шары, надували их вентиляторами, я сделал парочку сферических панорам. В это время еще ничего было неясно — на чем я полечу, с кем. Вот уже взлетел «заяц» — шар, за которым должны были гнаться другие. Тут ко мне подбежали нужные люди и, показывая руками куда-то далеко, сказали бежать. Я побежал. Оказалось, что лечу на шаре под названием «первый» из подмосковья. Пилот представился: «Колян. Можно Николай.»
Нас с Игорем быстро проинструктировали: держаться здесь, стоять так, при приземлении слегко согнуть колени и схватиться руками тут. Вот вам кепки, оденьте их чтобы волосы не пожгло. Колян, узнав что мы оба летим впервые, сказал что-то про «это же шампанское надо», — но о значении этих слов мы узнаем только в конце полёта.
И через несколько минут мы полетели. Вы уж меня простите, я был взволнован и не повернул фотоаппарат. Поэтому, чтобы добиться вменяемого качества картинки, рекомендую включить максимальное качество и развернуть этот небольшой видеофрагмент на весь экран.
Изначально я не собирался снимать видео, но всё-таки несколько раз нажал кнопку Rec на фотоаппарате, поэтому делюсь отснятыми фрагментами :)
Последний раз я летал на чём-то по воздуху в шесть лет. Правда то был ТУ-134 — ощущения совсем иные, чем на воздушном шаре. Сел во что-то типа автобуса, оно зашумело, задрожало, оторвалось от земли, и вот ты летишь, только уши закладывает. С шаром всё совсем иначе: от падения тебя оберегает только тонкое дно корзины, да невысокие бортики. Ты летишь словно бы сам по себе, ничто не давит, ниоткуда не дует. Иногда шумит горелка, но лишь несущественную часть времени. Шар не дёргает, не трясёт. Ты словно и не замечаешь, как из-под ног уходит земля. Еще чуть-чуть, и вот уже город уплыл куда-то вниз. Воздушный шар всегда скользит в воздушных потоках, беспрекословно подчиняясь им. Поэтому, когда летишь на шаре, не ощущаешь ни ветерка, ни шороха. Когда не работает горелка, царит полнейшая тишина. Здесь не боишься высоты.
Раньше я думал, что воздушным шаром невозможно управлять: шар взлетает и летит по ветру, пока не плюхнется где-нибудь. В этот день я узнал, что шар отлично управляется, только осуществляется управление не по классической схеме: здесь нет руля и педалей, есть только один «руль» — высота. Пилот управляет направлением полёта, открывая горелку и клапан, с их помощью регулируя высоту. В результате, выбирая воздушные потоки, можно корректировать направление движения воздушного шара, и при наличии определенных погодных условий вполне можно вернуться в точку вылета. Да, для этого необходимо очень хорошо чувствовать воздушные потоки.
Погода в этот день была очень спокойная, умиротворяющая. Тепло, ветра нет, дальние объекты растворяются в синеватой дымке. Дыхание осени еще не чувствуется. Не самая живописная погода для фотосъемки (я бы предпочел такую, как была на Бермамыте 13 июня), но отличная для новых впечатлений. Вообще для впечатлений плохой погоды не существует.
Итак, взлетели мы из Комсомольского парка. Дальнейший путь наш пролегал через Ромашку, Квартал (над рынком Бештау), в сторону Новопятигорского озера, над озером, и приземлились в поле недалеко от хутора Садовый. Строго говоря, посадок было две, но об этом позже.
Взлетев на Ромашке, мы почти до самого Квартала летели довольно низко, и можно было разглядеть лица людей внизу. Удивительно, какое количество людей останавливаются, забывая всё, и смотрит в небо. Под нами останавливалось движение автомобилей: люди выходили из машин, махали руками, а кто-то вылезал из окон и сигналил. Один мужчина кричал: «Как у вас там?» — Охрененно! — ответил ему я. а в Новопятигорске строитель, сидя на крыше, кричал: «Спускайтесь, выпьем!» Больше всего, конечно, было детей. Для них это самый большой праздник. Тут и «Ура-а-а-а!!!», и «Привет!», и «Мама, иди сюда, смотри!». А чуть дальше, в частном секторе, нас радостным лаем встречали собаки.
Перед Кварталом Колян резко открыл горелку и набрал высоту: заяц ушел в сторону, и нужно было ловить правильный поток воздуха. Тут я сделаю отступление и расскажу о цели нашего полёта. Первый вылетел «заяц» — шар желтого цвета с гербом Ставропольского края. Через несколько минут стартовали остальные шары, и их задачей было догнать зайца и лететь как можно ближе к нему. Сделать это очень непросто из-за того, что воздушные потоки не видны простому смертному, и текут в разных направлениях.
Вот тут, над Кварталом, я и сделал вторую сферическую панораму. Потом мы резко сбросили высоту, и Колян предложил приземлиться на какое-то Новопятигорское дерево. К сожалению, с траекторией немного не сложилось, и дерево мы пролетели. А между тем уже успели крепко схватиться за корзину :)
Дальше наш маршрут лежал в сторону Новопятигорского озера, и Колян предложил «помочить ножки». Он был убедителен, и я даже поверил что может так сделать. Тем более, перед пролётом над озером он сообщил, что над водной гладью шар всегда опускается вниз — вода тянет. И вот мы оказались над озером. Знаете, я никогда не испытывал такого ощущения. Представьте, вы летите на воздушном шаре над гладью озера на высоте около 10 метров, и нет никаких ориентиров кроме берегов. Гладь на озере абсолютная. И вот тут мое чувство высоты очень сильно дало сбой: мне стало казаться, что мы летим на высоте сантиметров 10 над водой, и вот-вот действительно «помочим ножки». Чтобы стряхнуть ужас, пришлось потрясти головой и найти взглядом берега.
Здесь уже было окончательно ясно, что мы слишком сильно ушли от зайца на запад и не сможем его догнать, поэтому было решено приземлиться за Новопятигорским озером, что мы и сделали. Очень мягко приземлились на небольшое тыквенное поле, и я хотел уже было выскочить из корзины чтобы сфотографировать приземлившийся шар со стороны.
Но меня во время остановили: я на радостях забыл, что если выскочу, то шар мгновенно взлетит, и догонять его я буду долго.
Постояв несколько минут и прикинув по карте, где мы находимся, решили снова взлететь и приземлиться на поле ближе к хутору Садовый — там проходят дороги.
Там пришлось приземляться на довольно неудобную поверхность — уходящее от нас под уклон поле, — поэтому посадка получилась более жесткая, чем перед этим: нас немного протащило. Приземлившись, мы увидели что к нам уже едет автомобиль команды Первого. Несколько минут мы стояли, не сдувая шар, а к нам через поле сходились местные жители, родители и дети.
После складывания воздушного шара нас ждало посвящение в воздухоплаватели.
В этот день я впервые узнал о том, что существует такая церемония. Заключается она в следующем: человек, впервые пролетевший на воздушном шаре, должен пройти посвящение огнем и землей. Берется прядь волос, поджигается, тушится шампанским. После этого задача — опустошить бутылку шампанского. Я, человек не пьющий ни капли, сначала испугался. Но потом оказалось что всё несколько проще: вместе с нами шампанское пьют члены команды и матушка-Земля: ей тоже «наливают». Еще важный момент: каждый новоявленный воздухоплаватель нарекается графским титулом и новым именем, привязанным к месту полёта и приземления. Таким образом мы с Игорем стали графьями Пятигорскими-Озёрными, и все земли Новопятигорского озера со всеми их богатствами и людьми принадлежат теперь нам. Пока мы в воздухе. И даже диплом соответствующий есть!
12 ответов к “Фестиваль воздушных шаров в Пятигорске: фотопанорамы города с высоты”
Павел, здравствуйте! Мечтаю тоже полетать на шаре. Скоро в Пятигорске опять будет фестиваль. Полелитесь, как попасть в корзину)))может какие контакты есть? Заранее спасибо!
Здравствуйте, Елена. Способ есть только один: нужно оказаться на месте старта и договориться с организаторами о полете. Место старта становится известно только за полчаса до полета. Если Вы есть в контакте, подпишитесь на мою страницу — я регулярно буду писать места старта.
Здравствуйте! Статья очень впечатляет, действительно хочется немедленно на воздушный шар! Вы -молодец! Подскажите, пожалуйста! В этом фестивале вообще могут принять участие простые смертные, те у кого нет шаров, но хочется полетать и именно на фестивале….общий дух и все такое! или там только владельцы воздушных шаров участвуют? Заранее спасибо.
Здравствуйте! Да, можно полетать, только надо связаться с организаторами фестиваля. Стоило удовольствие в том году 4000 рублей час полета.
Скажите, пожалуйста, а как с ними связаться?
С кем именно? С ребятами, с которыми я летал, или с воздухоплавателями на Ставрополье?
Павел, поделитесь контактами владельцев шаров, хочу летать, не знаю куда обратиться.
Спасибо, Павел за Вашу работу! Все никак не получается заглянуть в родной город, а тут как будто и получилось.
Благодарю Вас! Это не работа, это одна сплошная радость! :)
Полетать на шаре-это супер!! По хорошему завидую!!
Да, это действительно здорово. Если будет такая возможность, обязательно ее используйте.
Как-будто сам полетал. Красота!