Советы* от Павла Богданова

Ввиду обилия вопросов, комментариев и ценных замечений, я решил написать небольшую статью о том, как нужно относиться к пейзажу, чтобы пейзаж хорошо относился к вам. Статья не претендует на академичность, все совпадения с реальностью случайны, персонажи вымышлены, автор неизвестен :)

 

Отзывы, оставляемые к моим фотографиям, можно разделить на несколько категорий. Приведу основные и постараюсь дать каждой категории зрителей советы.

Классификация отношения к фотографии

Круто! Красотища! надо тоже туда сходить/съездить и тоже такое увидеть.

Это высшая степень просветления человека Разумного (не фотографирующего). Он умеет радоваться жизни, искать, любоваться, и не стремится всё это запечатлеть на память, запихнуть в инстаграм, но развивает память и борется с ленью ради красот. Он не стремится подозревать и обвинять.

Совет: так и живите! Радуйтесь каждому мгновению, путешествуйте, ищите, восторгайтесь картинками в интернете, не парьтесь. Снимайте на автомате, фотографируйте себя с Эйфелевой башней на ладошке, живите счастливо! Я искренне за вас рад, ведь это почти дзен.

А это без фотошопа? Можно ли такое увидеть глазами?

Стадия человека, начавшего волей-неволей путь к фотографии и обладающего уже критическим мышлением. Обычно после моего ответа, что фотошоп тут ни при чем, такой человек говорит что-то вроде: «Вау! Надо тоже такое увидеть!»

Совет: Вы, хотите того или нет, стоите на пути к фотографии, ведь если в вашей голове сложилась матрица из фотоснимка и графического редактора, появилось критическое мышление, значит скоро начнёт расти борода и уйдёте в горы захочется идти и фотографировать. Дерзайте! Только не вступайте в два состояния, которые я опишу ниже =)

Это всё фотошоп!!!!!1111

Стадия развития критически настроенного зрителя, который к каждой красивой картинке, которую он никогда в жизни не видел, пишет: «Фотошоп!!!!!! Зачем столько фотошопа!!!!!!111». Приходится приложить усилия, чтобы разубедить человека, однако полностью сделать это невозможно: камера способна «видеть» такие вещи, которые глазу неподвластны. Для этого у неё есть как минимум длинная выдержка и светосильная оптика. Длинная выдержка позволяет, к примеру, получить размытую воду на снимке, прорисовать ярко и контрастно Млечный путь. А светосила и макро-диапазон позволяют при фотографировании размывать задний план.

Совет: не нужно искать в каждой картинке подвох: далеко не все необычные изображения в сети сделаны с помощью фотошопа, а «нарисовать» сложный пейзаж в редакторе лично я вообще не умею. Это намного, намного сложнее чем сделать красивый снимок. Даже если человек способен нарисовать такое, то он как минимум крутой художник, поблагодарите его за красивую картинку. Учитесь видеть в фотографии не только документалистику, но и предмет искусства.

Макро

Макро

В фотошопе каждый лох может! Автор, публикуй фотографии, а не рендеры из 3dmax.

Следующая стадия искателя всемирных заговоров, неизлечимая. Примеры рендеров такого уровня обычно не предоставляет. Озлоблен на весь мир, играет в онлайн-игры.

Кстати, больше всего подобных отзывов собрал этот снимок Млечного пути. О том, как он сделан, я рассказывал чуть раньше. Что характерно, озлобленные личности на ссылку не реагируют, статью не читают, но продолжают уверять что всё равно это всё фотошоп, рендер, и хоть ты чё :)

Совет: Проходите мимо. Надеюсь, когда-нибудь вы просветлеете.

Вид с верхней части плато

Вид с верхней части плато после заката

А какая у тебя камера?

Зритель заинтересованный. Скорее всего, он тоже увлекается фотографией, но таких картинок не получал, поэтому ищет причину в камере.

Совет: Камера ничего не решает. Решают ноги, руки и голова. Понятное дело, что мыльницей за 3000 рублей физически невозможно сделать многое, но любая зеркалка начального уровня принципиально мало чем отличается от зеркалки профессиональной. Ключевой момент здесь — удобство использования, которое у профессиональных камер намного выше. Кроме того, критична производительность матрицы в сложных условиях. Но в обычных условиях у большой и черной профессиональной камеры нет никакого особого преимущества. Кроме того, помимо камеры важен еще и объектив. Если у вас есть начальная зеркалка, советую подумать о парочке хороших объективов под свои нужды. Для примера приведу два кадра, один снят на Nikon d60 с китовым объективом, а второй на Nikon d600 с объективом Nikkor 50 1.4G

Новый год в Пятигорске. Nikon d60 kit

Новый год в Пятигорске. Nikon d60 kit

Туман в Пятигорске. Nikon d600

Туман в Пятигорске. Nikon d600

Cнимки идентичны, с поправкой на разную густоту тумана и ракурс. Параметры съемки тоже одинаковые!

А какая здесь камера и объектив?

Более продвинутый зритель, понимающий, что просто камера ни о чём не говорит, очень важен ещё и объектив.

Совет: Вы явно на правильном пути. Задавая такой вопрос, вы понимаете уже матчасть и, возможно, уже подбираете объектив под свои нужды.

Бермамыт

Бермамыт

Подскажите камеру, объектив и параметры съёмки.

Еще более продвинутый зритель, которого занесло немного не туда, ищущий ответа на свои вопросы или желающий готовых технических решений.

Совет: Запомните, что готовых рецептов в фотографии не существует! Каждая пейзажная сцена, каждый портретный или макро-снимок требует от вас чёткого понимания матчасти, принципов работы фотоаппарата, объектива и всего остального оборудования, умения строить композицию, подбирать выдержку, диафрагму и ISO, выбирать правильный свет и использовать его в своих целях. Запаситесь сотней готовых рецептов, и ни один из них не подойдет. Фотографируйте, развивайтесь, учитесь подходить к фотографии творчески, действуйте нелинейно, экспериментируйте, ошибайтесь. Чем больше ошибок, тем больше опыта.

Эльбрус и Млечный путь

Эльбрус и Млечный путь. Отсветы от луны.

И последняя категория отзывов, я бы назвал её так: «Поздравляю! Отличный снимок!»

Так фотограф радуется за фотографа, и это действительно приятно. Нет критики, нет обвинений в чём угодно, есть лишь радость за коллегу. Это в высшей степени приятно. Советов таким людям я не даю, они им не нужны.

Общие советы пейзажным фотографам* и тем, кто [ только подцепил эту заразу ] хочет ими стать

  • Оторвите задницу от стула!
  • Посмотрите температуру за окном не на айфоне, а на термометре!
  • Вы подошли к окну и посмотрели на термометр. Какая погода за окном? Дождь? Снег? Иней? Собирается гроза? Отлично!
  • Подумайте, откуда будет красиво смотреться эта погода
  • Поставьте цель
  • Соберетись, взяв с собой, помимо фотоаппарата, кучу всего лишнего: штатив, пульт, дождевик, куртку, лыжные перчатки, резиновые сапоги, да всё что угодно! Пусть даже для этого придется тащить за плечами 75-литровый рюкзак, но  когда вдруг набежит ветер, вы не растеряетесь и не сбежите с места съёмки.
  • Идите/едьте/летите/бегите на точку съемки
  • Ждите! Ждите нужную погоду, ждите закатный/рассветный свет. Не уходите даже если вам стало холодно или захотелось спать. Достаньте из рюкзака пуховик, бабушкин пуховый платок, валенки, но с точки не уходите, пока она не исчерпает себя.
  • Фотографируйте!
  • Да, я понимаю, что в тот момент, когда наступило ОНО САМОЕ, самообладание сохранить бывает тяжело. Но смиритесь с тем, что спешка всегда идет только во вред. Дышите ровно, настраивайте камеру обдуманно, не торопитесь. Лучше сделать один качественный снимок, чем забить карточку браком.
  • Будьте критичны. Многие кадры делать просто не стоит: всё равно они окажутся выброшены при просмотре на мониторе, так зачем тратить на сомнительные ракурсы время? Сомневаетесь? Не снимайте. Лучше потратьте это время на поиск действительно интересных ракурсов.
  • Не отправляйте свои снимки на критику известным фотографам (или просто более продвинутым, чем вы). Учитесь критиковать собственные фотографии самостоятельно! Внутренний критик всегда живёт с вами, в любой поездке и фотопрогулке. Его никогда не заменит ни один фотограф, пусть самый лучший. Кроме того, чужие оценочные суждения не идут на пользу. Я вас уверяю. Позволяя критиковать снимки кому бы то ни было, вы принимаете его точку зрения на мир, а это ложный путь. Учитесь быть собой.
  • Если же вас критикуют добровольно (вы не просили), никогда не воспринимайте в штыки. Прислушайтесь, пусть даже критика гневная, а ругает вас баба Фёкла или тот самый анонимус. Вынесите из критики полезное зерно, сделайте выводы и забаньте гада нафиг скажите спасибо (это сложно). Или пошлите ко всем чертям, но выводы всё равно сделайте (это проще). Но никогда не оставляйте людей невыслушанными. Самое главное, не будьте слепы и глухи. Из самой злобной и никчёмной критики порой можно вынести ценные идеи.

*Я никогда ничего не навязываю, а мой эгоцентризм в заголовке — не более чем самоирония.

**Себя фотографом не считаю, скорее считаю восторженным созерцателем

Ценные статьи собраны на отдельной странице.

Также почитайте «7 уровней фотографов» Кена Роквела.

А какие у вас истории? Как вы пришли к фотографии? Что помогает вам в поиске красивых кадров?