Рубрики
Статьи Уроки по созданию панорам

Панорамы от А до Я. Глава 1. Основы панорамного дела.

Здравствуйте, друзья! Этим материалом я начинаю цикл статей о создании панорам. В нём я намерен двигаться от простого к сложному, постепенно расширяя границы познания и постепенно подходя к «продвинутым» вопросам и техникам. Рассказывать буду исходя из своего личного опыта, не опираясь или почти не опираясь ни на какие источники. Если вам интересно создание виртуальных туров, то переходите напрямую к KRPANO.
Если мои приёмы схожи с описанными кем-то в сети, это означает что я многократно проверил их и принял для себя как единственно верные. Если вам интересен излагаемый здесь материал, дайте мне об этом знать! Для этого существуют разнообразные «Мне нравится», «Рассказать друзьям», а особенно ценны для меня комментарии и вопросы, оставленные внизу страницы. Будут или не будут выходить статьи в будущем — напрямую зависит от вашего интереса к тому, что я пишу и делаю.

В первом выпуске я расскажу немного теории по созданию панорам и перечислю самые распространенные ошибки. Здесь вы не найдёте инструкций по созданию панорам, но сможете почерпнуть некоторое количество полезной информации.

1. Каждый из вас (нас) пришел к панорамам одинаково: хотелось заполучить бОльший угол обзора без покупки другого объектива или фотоаппарата, либо более высокую детализацию удалённых ландшафтов и объектов. И каждый из нас неминуемо столкнулся с проблемами, которые на первых шагах очень похожи у всех начинающих панорамщиков. Попробую разобрать распространенные ошибки новичков, которые приводят к «несобираемости» панорам, либо к их неприглядному виду.

Почему панорама не собирается?

Есть несколько основных причин, почему панорама не собирается:

  1. Кадры сделаны с недостаточным нахлёстом, либо вообще без него
  2. При съемке не учтён параллакс
  3. Съемка велась в автоматическом режиме, либо неправильно выбраны параметры экспонирования.

Прежде, чем описывать ваши первые ошибки, я бегло пробегусь по теории, знания которой, на мой взгляд, большинству панорамщиков очень не хватает в начале своего пути.

Последовательность сборки панорамы

Перед склеиванием кадров программа, занимающаяся сборкой панорам (например, PTGUI или Kolor Autopano), анализирует предложенные ей кадры попиксельно, находя на разных изображениях похожие области. Одинаковые области

После того, как схожие участки обнаружены, кадры располагаются в пространстве друг относительно друга. Но это может и не произойти…

Расположение кадров

Недостаточный перехлёст изображений при сборке панорам

Первая причина, по которой панорама не собирается — слишком малый «нахлёст» изображений (см. пример ниже). Пример съемки панорамы   На приведённом выше примере голубой линией обозначена граница общей области: кадры панорамы недостаточно сильно накладываются друг на друга, и специализированные программы с большой вероятностью не смогут «склеить» их. Чтобы кадры успешно «склеивались», необходимо делать перекрытие не меньше 20-30%. Я вообще люблю делать 50%. Если кадры наложены друг на друга достаточно, генерируются контрольные точки. Точка с одинаковым номером располагается на двух соседних кадрах, основываясь на похожих сегментах изображений.

Создание контрольных точек Создание контрольных точек

После создания контрольных точек происходит более точное расположение кадров друг относительно друга и подгонка их геометрических искажений. В этот момент уже можно создавать готовую панораму, но будьте готовы встретиться с засечками (см. фото ниже). Засечки

Чтобы не появлялись засечек, необходимо провести оптимизацию контрольных точек. В процессе этой процедуры панорамный софт производит анализ прилежащих к точкам участков изображения и проверяет точность расположения точек. При этом каждой точке присваивается число, обозначающее её погрешность.

Контрольные точки

В PTGUI есть возможность проведения оптимизации в ручном режиме, и вы можете самостоятельно удалить точки, имеющие слишком большую погрешность. Хорошим считается результат, когда средняя погрешность составляет менее 2px, а «очень хорошим» — когда менее 1.5px. Я при сборке панорам всегда стараюсь добиваться средней погрешности менее 0.7px.

Погрешности точек

После удаления всех точек, имеющих большую погрешность, можно проводить окончательную сборку панорамы — всё получится красиво и гладко.

Чистая панорама без засечек

Но может случиться, что вы оптимизировали-оптимизировали панораму, получая каждый раз сообщения Very bad, Bad, Not so good, и контрольных точек почти не осталось, да и панорама «не хочет» собираться без засечек.

Нодальная точка, или точка без параллакса

Вторая причина, по которой не получается собрать панораму — вы позабыли о нодальной точке.

Что такое нодальная точка? Строго говоря, «нодальная точка» — не совсем корректное название. В английском языке для нее существует термин «No parallax point», то есть «Точка без параллакса», что более корректно, но неудобно писать и произносить. Так что давайте договоримся и будем называть искомую точку нодальной.

Итак, нодальная точка — это такая точка на оптической оси объектива, при вращении объектива через которую предметы, разноудаленные от передней линзы, визуально не смещаются относительно друг друга. Вы не поняли? Попробую быть понятнее, вот вам очень понятная статья. Прочитайте и возвращайтесь :) Чтобы добиться вращения камеры вокруг нодальной точки, существуют панорамные головки.

Панорамная головка

Вернее, «панорамные головки без параллакса». Они позволяют закрепить камеру таким образом, чтобы вращение её производилось точно вокруг нодальной точки. При съёмке панорам природы, в особенности с использованием длиннофокусных объективов, вы можете не столкнуться с проблемой параллакса никогда. Но неизбежно столкнётесь с ней при съёмке в помещениях, либо на природе с широкоугольным объективом. Всё просто: параллакс не играет никакой роли на большом расстоянии. К примеру, снимая свою 1,3-гигапиксельную панораму Пятигорска, я не пользовался панорамной головой: камера стояла на обычном штативе с обычной головкой. В помещениях или тесных сценах при повороте камеры на обычном штативе (без панорамной головы) параллакс оказывается очень значительным, и панорамы склеиваются из рук вон плохо. Напрашивается простой вывод: если вы собираетесь снимать панорамы широкоугольным объективом, планируете делать фотосъемку интерьеров, то вам в обязательном порядке нужна панорамная голова. Для начала можно не тратить на неё n денег, а просто сделать свою собственную. Например, моя первая панорамная голова была сделана из старого сломанного фанерного стула и китайского штатива за 1000 рублей:

Панорамная головка Сфера 69Причем сие чудо отлично послужило мне. Но, возможно, у вас нет времени, или руки не под то заточены. В таком случае вы можете купить недорогую головку, например, Сфера 69. Качество её, конечно, выше моей фанерной самоделки, но для серьёзного и длительного использования она непригодна по той простой причине, что изготовлена из клееных пластиковых деталей, которые при ударе любят расклеиваться и ломаться. Цена Сферы — около 4000 рублей.

 

Панорамная головка Орбита

Более серьёзная головка — NP Orbita. Она изготовлена уже из алюминия, и по прочности ощутимо превосходит Сферу. Горизонтальный ротатор имеет значительно более чёткие щелчки, фиксируя голову при вращении более жёстко. Однако, алюминий не такой жёсткий, как у зарубежных панорамных головок (например, Nodal Ninja), отчего при транспортировке или падениях направляющие могут погнуться (У Ниндзи они скорее сломаются). Цена Орбиты — 7000 рублей.

Более дорогие панорамные головы рассматривать не буду. Когда «повзрослеете» до них — сами поймёте, что вам нужно.

О том, как настроить панорамную головку, писать в этой статье не буду. Возможно, напишу в следующих. Но, уверяю вас, в сети полно материалов на тему настройки голов. Если не терпится — поищите, и найдёте.

Вы заметили, что я ничего не пишу об объективах? Это потому что панораму можно снимать практически любым объективом, и не нужно на этом зацикливаться. Есть кит 18-55? Отлично, снимайте им на 18 мм. Есть только полтинник? Отлично, снимайте им великолепные пейзажи. Хочется поснимать горные гряды? Пожалуйста, всё в ваших руках! Нацепили телевик, и вперёд.

Плавающая экспозиция, авторежим

При сборке панорам специализированные программы «проверяют» яркость кадров, и при перепадах её от снимка к снимку пытаются «подогнать» их один к другому. В результате иногда у вас может получиться очень печальный результат. Третья причина, по которой ваша панорама может собираться как попало — автоматический режим или разные параметры экспонирования. На первый взгляд, пример ниже не содержит ничего ужасного: PTGUI сгладил перепад яркости между кадрами, но ведь это всё равно ужасно! Не так ли? А если вы захотите таким макаром снять сферическую панораму, то на полу и в потолке рискуете получить невообразимую кашу.

Перепад яркости

Как этого избежать? Очень просто. Используйте ручной режим (М), а также обязательно отключите автоматическую настройку ISO в камере. И будет вам счастье.

Советы начинающему панорамщику

  • Не поленитесь сделать или приобрести панорамную головку. Это сэкономит вам огромное количество времени и сил, и поможет эффективнее учиться.
  • Думайте. Постоянно думайте. Над композицией, над высотой установки камеры, над расположением источников света и тенями, над параметрами съёмки. Панорама — не фотография. Поначалу просчитать композицию и прочие моменты потрясающе трудно
  • Не торопитесь. Десять раз подумайте, стоит ли делать ЭТУ панораму здесь сию секунду. Часто спешка приводит к тому, что, придя домой и открыв отснятый материал на компьютере, вы просто выбрасываете его через SHIFT+DELETE. В случае с обычной, «плоской» фотосъёмкой удалить после просмотра 30% материала — нормально, но в случае с панорамами такой номер не пройдёт: без единственного кадра все остальные тоже теряют весь свой смысл.
  • Будьте наблюдательны. При съёмке панорамы нужно быть особенно внимательным к мелочам, которые способны наполнить ваши творения смыслом, а способны уничтожить их, растоптать и свести на нет весь труд.
  • Если вам тяжело представить композицию будущей панорамы, станьте сами на то место, куда собираетесь установить штатив с камерой, и покрутитесь во все стороны, поворачиваясь ровно на столько градусов, на сколько вы поворачивали бы камеру. Не двигайте глазами, смотрите прямо перед собой и вертитесь всем телом. Замечайте каждую мелочь. Только так вы сможете понять, удачно ли выбрана точки съёмки панорамы. Со временем необходимость в этом забавном ритуале, скорее всего, отпадёт. Но лично я до сих пор так делаю.

На этом я завершаю первую статью моей панорамной азбуки. Жду от вас отзывов, комментариев, вопросов, пожеланий, перепостов в соц. сетях. Если будет хороший отклик, то продолжение не заставит себя ждать. Более того, в следующих выпусках я буду помещать ответы на ваши вопросы, оставленные в комментариях. Благодарю!

Продолжение: 

Статьи о виртуальных турах:

Статьи о создании виртуальных туров

Уроки по созданию виртуальных туров
Уроки по созданию виртуальных туров

28 ответов к “Панорамы от А до Я. Глава 1. Основы панорамного дела.”

2019 год и статья так же актуальна. Поправьте в абзаце «Плавающая экспозиция, авторежим» — (рискуете молучить невообразимую кашу).

Всем ПрЮвет ! Реанимирую тему — панорам , может где-то я пропустил … С каким расширением надосохранять файл Гигапиксельной панорамы ? Так как JPG держит только 35000 пи по одной стороне . К примеру 100000х 100000 пикселов и сколько dpi (72 или больше) ? Только начинаю снимать фото в панорамном виде…
Спасибо за ответ … ;)

Доброго дня!
Гигапанорамы в PSB сохраняйте, других вариантов нет. DPI никакого значения не имеет вообще, это важно только типографиям (и то редко).

Павел, спасибо Вам за проделанный труд по написанию этих статей.
Павел, не могли бы Вы подсказать, пользуетесь–ли Вы каким–либо правилом при расчёте высоты установки штатива (правильнее — нодальной точки над полом) при съёмке интерьерных сф.панорам?

Здравствуйте, Владимир. Тема очень обширная. Если коротко — не выше половины высоты потолка ставлю камеру, а также ориентируюсь по мебели. Если есть высокая мебель, можно и повыше поднять. А если спальня с кроватью и прикроватными тумбочками без высоких шкафов, то высоко поднимать камеру нельзя.

Здравствуйте.скажите ,насколько заметен паралакс у полтинника и больше?или он не значителен,

Здравствуйте. Параллакс зависит не от типа объектива, а от расстояния до объектов съемки. Если ближайший объект в 5 метрах, а остальные еще дальше, то параллакс не скажется. А если метра полтора, то скажется еще как. Если снимать панорамы с передним планом на полтинник, нужна панорамная головка.

Павел, подскажите, как правильно (в каком порядке) проводить фотосъемку для создания сферической панорамы в программе PTGUI . Я сам, сначала, снимаю с помощью панорамной головки «горизонтальные» кадры (угол наклона 0 градусов). Далее поворачиваю фотоаппарат вверх на 30-50 градусов, в зависимости от фокусного расстояния объектива, фотографирую еще цикл фото по кругу. Потом повторяю тоже самое, но повернув фотоаппарат вниз на те же 30-50 градусов. И в конце, со штатива, с панорамной головки снимаю вертикально вверх зенит и вертикально вниз надир. При сшивании сферической панорамы в программе PTGUI, получается «звездообразная» дырка в потолке, с полом все нормально. Не пойму почему? Возможно не в том порядке у меня расставлены файлы при импорте?! Сначала идут снимки снятые по кругу (рядные), а в конце я импортирую два файла — зенит и надир. Может программа не находит связанных с ними картинок и не может привязать контрольные точки? Возможно при импорте надо размещать фото зенита и надира в другой последовательности?! Посоветуйте, что мне делать! Где моя ошибка?

Здравствуйте, Сергей. Если получается звездообразная дырка, значит возможны варианты:
а) недостаточно перехлёста в верхнем ряду
б) недостаточно деталей в зените.
Попробуйте делать зенит не отдельным кадром, а снимать для него отдельный ряд из 3-4 кадров, причем следить, чтобы они нижней частью цепляли какие-то контрастные и разноцветные объекты, расположенные ниже зенита.
Таким образом, кадра пришьются. А если у вас просто голубое небо или белый потолок, проще вытащить заплатку в pano2vr или сторону куба в krpano — и просто залатать в фотошопе.

Здравствуйте Павел. Подскажите, размытости и засечки могут быть и за перепада яркости в фотографиях во время склеивания ?

Последнею причину (3) я помню, но параметры не перенастраивал и сделал довольно большое перекрытие минимум 50 %, или это и за того, что это стык множества фотографий ?

Глупо получилось, но я уже разобрался, спасибо большое за статью )

Во-первых я не правильно фокус выставлял(в сильных перепадах яркости,если разный фокус, то выставляй не выставляй контр. точки, все равно может не сойтись фото)но выход на нашел , во вторых штатив подводил, он очень слабоустойчивый китайский легкий как пушинка (, даже при нажатии на спуск )и интерьер(комнату мою), вроде все ) В этот же день, как первый раз делал панораму (комнаты) , по просили сделать панораму салона, вот
6,
Спасибо огромное за статью, и за сайт )

Дааааа, даже и не предполагала, насколько это тяжело :( Спасибо Павел!

На самом деле, ничего сверхсложного нет. Просто я стараюсь разложить по полочкам всё до мельчайших деталей, вот и идет перегруз сознания :)
Не бойтесь, берите и делайте.

Павел, благодарю Вас за очень интересные и полезные статьи. Скажите пожалуйста, можно вставлять в панорамы видео(например, в кафе рабочий телевизор или аквариум с движущимися рыбами)?
Заранее спасибо за труды!

Павел, спасибо за статьи. Я, как вы говорите «юный» панорамщик и еще только учусь, склеивать панорамы уже более-менее получается, туры создаю в Kolor Panotour Pro, но почему-то у меня не работает зуммирование, его просто нет, подскажите пожалуйста от чего это зависит, может быть я не включаю какую-то настройку, может быть недостаточное разрешение исходных панормам? Сейчас я их делаю в разрешении 4000 на 2000.
Спасибо.

Доброго вечера. Благодарю за благодарности!
Действительно, зуммирование может не работать из-за низкого разрешения. Я бы советовал делать не менее 6000х3000 с мультирезолюшеном, а лучше 8000х4000.
Но дело может быть и не в этом, а в работе кода.
Так, зум прокруткой не будет работать на локальном компьютере в браузере Google Chrome. Но в полноэкранном режиме работать зум обязан. Но в случае полноэкрана 4000х2000 действительно слишком мало. При корректном размещении панорамы в интернете зум должен работать как в полноэкранном режиме, так и в оконном.
Также проблема может быть в устаревшем коде.
Я не пользуюсь Kolor Panotour, все делаю в krpano.
Кстати, если планируете в будущем заниматься коммерческими панорамами, советую приобрести лицензию krpano или panotour.

Спасибо за статью! Освоение у меня сейчас на стадии склейки «припарковалось» :) Вчера нодальную точку нашла, счастью не было предела. Мне казалось это очень сложным, а на самом деле берёшь и делаешь по инструкции. Вот теперь Ваши статьи буду осваивать. Надеюсь, Павел, Вы будете продолжать это благодарное дело и обучать нас, жаждущих ценной информации от Профессионала!
Была удивлена по поводу объектива. Неужели я зря фиш-ай купила?

Благодарю на добром слове! Я тоже очень надеюсь что и дальше буду писать статьи, но пока что у меня с ними выходит заминка. Однако, Ваш комментарий приободрил и напомнил о том, что мои статьи полезны и востребованы. Так что подумаю, что бы еще такого написать :)
Что касается объектива — конечно же не зря! Если уже купили, то он обязательно пригодится. С ним осваивать панорамное дело будет намного проще и приятнее.

Добавить комментарий для Павел Богданов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.